5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

ДЕТСКИЕ РАНЫ ВОЙНЫ (судьбы детей военной поры)

«Дети Великой Отечественной» – так называют сегодняшних 60-80-летних людей и дело не только в дате рождения, главное их воспитала война.

 

Когда встречаешься с очевидцами тех событий, то невольно задаешься вопросом: «Как можно было это все выдержать? Где они брали силы, чтобы не впасть в отчаяние? Что являлось источником мужества и героизма не только взрослых, но и детей той военной поры?»

 

Война и дети... Трудно представить что-то более жестокое. Война разом оборвала их звонкие песни, черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям, дачам, дворам и околицам.

 

Разрушения и зверства в период фашистской оккупации были огромными, если части Красной Армии не выбили фашистские войска внезапным ударом из сел, городов, деревень, не дав, таким образом, фашистам оккупантам осуществить свои коварные замыслы по физическому уничтожению мирного населения.

 

 

А в голод спасала лишь корочка хлеба,

Очистки картофеля, жмых…

И падали бомбы на головы с неба,

Не всех, оставляя в живых.

 

Муратова Галина Ивановна родилась 25 августа 1938 года. Трудно ей вспоминать свое детство, со слезами и выпитой таблеткой перед беседой, она рассказывает: «больно вспоминать, снова переживая те далекие события, жилось тяжело. Мы, маленькие дети в основном пасли скот, пололи просо, рожь, свеклу. Было голодно, хлеба не было, собирали в полях мерзлую картошку, варили щи из лебеды, а суп из крупы – так это вообще праздник. Весной рвали лебеду, поливали и выращивали крапиву, наблюдая за тем, чтобы никто чужой её не сорвал. Настоящим лакомством для нас ребятишек были еловые шишки, которые по весне по вкусу напоминали землянику, ходили в старых лохмотьях, обуви практически мы и не знали. Мыла и соли не было ни у кого, летом мылись глиной. Война объединила людей, все друг другу помогали, делились тем, что было. Почти все игры у нас были связаны с войной, русскими хотели быть все, а вот немцами - никто, даже дрались, распределяя роли. Люди работали на износ, пока не падали, ведь считалась, если упал, значит, действительно болен. Все верили в победу и приближали ее, как могли своим тяжелым трудом».

 

Галина Ивановна тыльной стороной ладони вытирает выступившие слезы, а я представляю, маленькую худенькую девчушку в рваном платьишке с огромными добрыми глазами цвета неба.

 

«Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения нашей деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам и нам - детям».

 

Воспоминания Сухаревой Тамары Ивановны вновь уносят меня в те страшные годы. «Известие о войне вихрем ворвалось в нашу жизнь и разбило ее привычный уклад. Отца – Ивана Тимофеевича сразу забрали на фронт, вскоре в ополчение – копать окопы – ушла мама – Александра Павловна. Я вместе с младшим братом осталась на попечении бабушки. Бабушка старалась успеть всюду – трудилась и на колхозных полях, и на своем огороде, но, а мы ей как могли, помогали. Работать было тяжело. Жара стояла невыносимая, я даже не раз сознание теряла. Принесут меня, помню, без чувств к пруду, вода в нем холодная - прехолодная, этой водой и откачивали. Зерно и картошку, которую успевали убрать до заморозков, оставляли на посадку, а на еду в основном шли те клубни, что собирали уже из-под снега. Хранить их долго не удавалось, но и подгнившие они использовались в пищу. Из такой же картошки весной, добавив лебеды и все, тщательно перемешав, пекли лепешки. А колоски пшеницы, которые оставались после уборки урожая, мы собирали украдкой, так как объездчики днем и ночью охраняли поля, отгоняли детей и на своих лошадях гнали нас до самого пруда. Только там, в холодной воде ребятишкам удавалось спрятаться от разъяренного сторожа, выждав какое-то время, озябшие мы спешили скорее домой».

 

Тамара Ивановна со слезами вспоминает: «зимой постоянное ощущение голода только обострялось, к нему добавлялась еще одна беда – холод. Зима тогда была снежная, с огромными сугробами. Деревья на дрова рубить запрещали, поэтому топили, чем придется, те, что жили, поближе к кладбищу, просили прощение у мертвых и таскали кресты с их могил. Наша семья жила недалеко от леса, там мы на свой страх и риск дрова и заготавливали. Младший брат Саша будил меня в два часа ночи. С саночками по сугробам мы тихо шли в лес, по очереди рубили дерево топором и возвращались обратно».

 

«Когда немцы подошли совсем близко к нашему селу – взрослые стали угонять скот, чтобы ничего не досталось фашистам. Я помогала старшим отправлять коров, быков, овец в другие районы, но к счастью, немцы до нашей Листопадовки, которая находилась недалеко от Воронежа, так и не дошли. В 1943 году из ополчения вернулась мама. В трудное военное время я мечтала стать учителем и спустя годы моя мечта осуществилась»,- рассказывает Тамара Ивановна. По словам Тамары Сухаревой, 9 мая 1945 года она не забудет никогда. Это было и горе и радость одновременно.

 

Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Они не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу. Об этом свидетельствуют многие примеры.

 

Воспоминания Бондалетовой Галины Николаевны потрясли меня до глубины души. Сдерживая бегущие по ее морщинистым щекам слезы, Галина Николаевна рассказывала: «Родилась 11 апреля 1928 года в посёлке Качуг, Иркутской области в крестьянской семье, кроме меня было ещё 2 ребятишек. С 8 лет пришлось помогать родителям вести хозяйство. Приходилось зарабатывать себе на одежду и обувь, нянчила детей в более зажиточных семьях».

 

Из маленькой, ещё несмышлёной девчонки Галина стала не по годам взрослой и ответственной девушкой, которой пришлось много работать. «В то время в деревнях жили очень бедно, а с началом войны стали жить ещё хуже. Многие семьи жили впроголодь, одевать было нечего. Частенько вечерами, во время скудного ужина, каждый из нас задумывался: скушать ли последний кусок или оставить на утро. В 1941 году пошла, работать на почту, и проработала там до 1946 года. Односельчане с радостью и надеждой встречали такую маленькую «почтальонку». Хотя к вечеру, и сумка уже до боли оттягивала мои худенькие плечи, и ноги «гудели» от усталости, я снова рано утром вставала и бежала на работу. Считала, что делаю благое дело, внося свой вклад в дело Победы. Самое трудное было видеть лица, посеревшие от горя, когда приходилось доставлять печальные вести о раненых. А если случалось нести «похоронку», ноги не слушались. Придёшь, бывало, не знаешь, как подать такое сообщение, а мать или сестра тут же падают в обморок, и не знаешь, как помочь, чем привести их в чувство. Но все трудности военной поры переживали вместе. Победа досталась дорогой ценой. Мало кто из ушедших солдат вернулся с фронта. Деревня продолжала держаться на стариках, женщинах и детях. Мы были молоды, и даже изнурительный труд не мог заставить нас отказаться сходить на танцы. После войны мы решили позаботиться о малышах, чьи отцы погибли на фронте. Сажали деревца в школе, ухаживали за ними, чтобы все они быстро принялись, а потом разбили несколько цветочных клумб и вдоль дорожек посеяли просо. Наш школьный двор превратился в цветущий сад. Хорошо там стало играть и бегать нашим малышам. Тимуровцы постарше придумывали разные интересные игры, читали дошкольникам вслух книги, водили на прогулку. Матери были довольны, что их детишки всегда под присмотром».

 

Луговская Екатерина Петровна - «…на фронте не была. Когда началась война, ей было всего лишь 14 лет, но она уже трудилась в колхозе и чем могла, помогала взрослым. Было голодно, так как все отправляли на фронт. В школу она ходила за 5 - 7 километров. Сапог или валенок не было - ходили в лаптях Екатерина Петровна вспоминает: «Из школы я несла домой для младшей сестры кусочек хлеба, она меня всегда встречала. Однажды нас, ребятишек, поймал в поле за сбором колосков управляющий на лошади, отхлестал кнутом тех, кому не удалось от него увернуться, и приказал всем высыпать колоски на землю. Что это? злоба управляющего? Нет, это его ответственность перед законом, так как в то время очень строго наказывали и даже за 5 - 6 колосков пшеницы, могли посадить. О голоде мало кто думал, страшные это были годы».

 

Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей дальнейшей судьбе. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Помнить историю своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы видеть смысл своей жизни.

 

 

Автор: Расулметова Эльмира, 10 класс МБОУ «Городская гимназия №1», г. Усть-Илимск

Руководитель: Литвинская Ирина Олеговна, учитель истории и обществознания 

 

 

По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История