5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Такой мы видим Зою

Зоя Космедемьянская фотоВ преддверии празднования дня победы, мы готовили экспозицию, посвященную женщинам – героям Советского Союза.

 

В архивных документах музея наткнулись на статью А. Курышовой «Вечно молодая Зоя…» в газете «Знамя» от 10 октября 2003 года. В статье говорится о том, что Зоя Анатольевна жила неподалеку от Братска, в селе Шиткино. Этот факт стал толчком к исследованию биографии Зои Космодемьянской, первой женщины, получившей звание Герой Советского Союза во время Великой Отечественной войны.

 

Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 года в селе Осино-Гай, в семье учителей Анатолия и Любови Космодемьянских. У Зои был младший брат Александр, который погиб спустя четыре года после её смерти. Дед Зои, Пётр Иоаннович Козьмодемьянский был священником Знаменской церкви села Осино-Гай. По воспоминаниям старожилов, в ночь на 27 августа 1918 года он был схвачен большевиками и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду.

 

В 1929 году, когда Зое исполнилось шесть лет, семья Космодемьянских оказалась в Сибири. По некоторым утверждениям, они были сосланы за выступление Анатолия Космодемьянского против коллективизации, но, по свидетельству самой Любови Космодемьянской, опубликованному в 1986 году, бежали в Сибирь, спасаясь от доноса. В течение года семья жила в селе Шиткино на Бирюсе, однако затем сумела переехать в Москву — возможно, благодаря хлопотам сестры Любови Ольги, служившей в Наркомпросе.

 

В книге «Повесть о Зое и Шуре» Любовь Космодемьянская сообщает, что переезд в Москву произошёл после письма её сестры. Анатолий Космодемьянский умер в 1933 году после операции на кишечнике, и Зоя и её младший брат Александр остались на воспитании матери. Семья жила на дальней окраине Москвы, недалеко от железнодорожной станции Подмосковная.

 

В школе Зоя училась хорошо, особенно увлекалась историей и литературой, мечтала поступить в Литературный институт. В октябре 1938 года Зоя вступила в ряды Ленинского комсомола. Однако, отношения с одноклассниками не всегда складывались самым лучшим образом — в 1938 году её избрали комсомольским групоргом, но потом не переизбрали. В результате у Зои развилась «нервная болезнь».

 

По свидетельству Любови Космодемьянской от 10 февраля 1942 года: Зоя болела нервным заболеванием с 1939 г., когда переходила из 8-го в 9-й класс. У неё было нервное заболевание по той причине, что её ребята не понимали. Ей не нравилось непостоянство подруг: как иногда бывает, — сегодня девочка поделится своими секретами с одной подругой, завтра — с другой, эти поделятся с другими девочками и т.д. Зоя не любила этого и часто сидела одна. Но она переживала всё это, говорила, что она одинокий человек, что не может подобрать себе подругу. В 1940 году она перенесла острый менингит, после которого проходила реабилитацию (зимой 1940 года) в санатории по нервным болезням в Сокольниках. Зоя находит в себе душевные и физические силы вынести мучительный курс лечения, преодолеть болезнь, догнать в учёбе одноклассников. В том же году окончила 9-й класс средней школы № 201, несмотря на большое количество пропущенных по болезни занятий.

 

31 октября 1941 года Зоя в числе 2000 комсомольцев-добровольцев явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательно-диверсионной части, официально носившей название «партизанской части 9903 штаба Западного фронта». После короткого обучения Зоя, в составе группы, была 4 ноября переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием.

 

17 ноября вышел Приказ ВГК № 428, предписывавший лишить «германскую армию возможности располагаться в сёлах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населённых пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и тёплых убежищ и заставить мёрзнуть под открытым небом», с таковой целью: «разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог».

 

Во исполнение этого приказа, 18 ноября командиры диверсионных групп части № 9903 П. С. Проворов (в его группу вошла Зоя) и Б. С. Крайнов, получили задание сжечь в течение 5—7 дней 10 населённых пунктов в их числе деревню Петрищево. Выйдя на задание вместе, обе группы (по 10 человек в каждой) попали под обстрел у деревни Головково (10 км от Петрищево), понесли тяжёлые потери и частично рассеялись; их остатки объединились под командованием Бориса Крайнова. 27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома (жителей Кареловой, Солнцева и Смирнова); при этом у немцев погибло 20 лошадей.

 

С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай С. А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные последним квартировавшие немцы схватили девушку. Свиридов за это был награждён немцами стаканом водки (впоследствии приговорён судом за пособничество немцам к расстрелу). На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. Имя Таня, которым назвалась Зоя, было выбрано ей в память казнённой во время Гражданской войны Татьяны Соломахи.

 

Раздев догола, Зою пороли ремнями, затем приставленный к ней часовой на протяжении 4 часов водил её босой, в одном белье, по улице на морозе. К истязаниям Космодемьянской пытались присоединиться также местные жительницы Солина и Смирнова (дома которых, занятые немцами под конюшню и радиоцентр, подожгла Зоя), бросившие в Космодемьянскую котелок с помоями, избивавшие Зою палками. В «Акте опознания трупа» от 4 февраля 1942 года, проведённого комиссией в составе представителей ВЛКСМ, офицеров Красной Армии, представителя сельсовета и жителей села, об обстоятельствах гибели на основании показаний очевидцев обыска, допроса и казни установлено, что комсомолка Космодемьянская З. А. перед казнью произнесла слова призыва: «Граждане! Не стойте, не смотрите. Надо помогать воевать Красной Армии, а за мою смерть наши товарищи отомстят немецким фашистам. Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Обращаясь к немецким солдатам, Зоя Космодемьянская сказала: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен. Сколько нас ни вешайте, но всех не перевешаете, нас 170 миллионов». Снимки казни Зои были найдены у одного из убитых солдат вермахта, под деревней Потапово, близ Смоленска. Впоследствии Космодемьянская была захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

 

В настоящее время часто слышны разговоры, что для современной молодежи герои Великой отечественной войны не являются идеалами. Но анкетирование показало, что это не так. Современная молодежь чтит и уважает память об участниках ВОВ, но конкретных имен и судеб того времени почти не знает. Из этого мы можем сделать вывод, что в отличие от тех времен, в которых были символы, в наше время их нет, хотя современной молодёжи их не хватает.

 

Мы выяснили, кто является героем для современных подростков, это тот, кого широко рекламируют в средствах массовой информации, а не те люди, которые совершали подвиги во имя своей Родины. Увидеть настоящего героя сложно. Это зависит от накопления тех внутренних ценностей, которые дают возможность человеку совершить героический поступок при необходимости. Если подумать о том, что такое героизм, то получится, что героизм — проявление силы души, поступок. Героический поступок — следствие внутреннего нравственного состояния человека.

 

Во время Великой Отечественной войны героев было много, потому что герой, это любой человек который может совершать поступки, превышающие его физические и духовные возможности. Таких случаев, как случай с Зоей Космодемьянской, было тысячи. Но именно Зою сделали символом победы и целеустремленности. Почему же? Потому что важным моментом в поддержании духа народа является обращение к героическим примерам, целенаправленно представляемым как образец для массового подражания. Это общепринятое, широко распространенное в истории явление. Однако, особенностью его в годы Великой Отечественной войны было то, что беспрецедентную роль в формировании символов играло государство, обладавшее монополией на средства массовой информации.

 

Система отбирала и шлифовала факты, которые ее устраивали, создавая символы как отвлеченно-обобщенные примеры для подражания, когда в конкретную форму (например, имя героя) вкладывалось особое содержание: реальному человеку приписывались черты идеальной, с точки зрения системы, личности, по которой должен был «равняться» каждый гражданин страны. «Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой…» И народ с готовностью впитывал в себя преподносимые ему символы, искренне веря, что именно такими и были его герои, плоть от плоти его. Так просты и типичны были их судьбы, что каждый мог представить себя на их месте. Так легко казалось стать героем! И становились — миллионы, чьи безымянные могилы затерялись по всей России. Их подвиги ничуть не меньше, чем у героев известных. Но слава к ним не пришла: стать символом могли лишь единицы. Какими же критериями руководствовалась пропагандистская машина, поднимая отдельный подвиг до уровня символа?

 

Обратимся к мнению Вячеслава Кондратьева: «Вся война являлась беспримерным и подлинным подвигом всего народа. Одно нахождение на передовой, один шаг на поле боя — все это великое преодоление себя, все это подвиг. Однако, политотделам нужны были «особые» подвиги: единоборство солдат с одной гранатой или бутылкой с зажигательной смесью против танка, или бросание грудью на амбразуры дотов, или подбитие выстрелом из родимой, образца 1891/30 трехлинейки самолета и так далее, и тому подобное. Особо понравилось политотделам бросание на амбразуры».

 

Звание Герой Советского Союза существовало как высшая степень отличия в СССР. Однако, это еще не символ. Звание являлось необходимым, но вовсе не достаточным условием для перехода в новое качество. Героев Советского Союза свыше одиннадцати тысяч — только за войну. Символов — от силы два десятка. «Народ должен знать своих героев». Символы — это как раз те, о которых все знают, — но только то, что положено.

 

Работая над исследованием, мы несколько раз задумывались над тем, не будет ли целесообразным поменять название нашей работы, но потом всё же решили оставить его прежним и высказать личное мнение о том, кто такая Зоя Космодемьянская. Для нас она обычная московская девушка, окончившая обычную московскую школу, которая как тысячи других добровольцем записалась на фронт. Несмотря на то, что ее семья была из духовного сословия, и отец выступал против коллективизации, Зоя была воспитана в духе той эпохи, и пойти, записаться добровольцем было для нее вполне нормальным, человеческим поступком. Мы не сомневаемся в том, что если опасность будет угрожать нашей Родине, мы тоже сделаем всё возможное, чтобы устранить угрозу. Мы не можем однозначно сказать, что достигли цели своей работы, потому что задачи все решены, но появилось множество вопросов, ответить на которые однозначно, на данном этапе мы не можем. Поэтому работа по данной теме продолжена, и неизвестно к каким выводам мы придем.

 

Используемая литература:

1. Космодемьянская Л.Т. "Повесть о Зое и Шуре". - Бурятское книжное издательство, Улан-Удэ, 1983г.

2. Курышова А. «Вечно молодая Зоя…» // «Знамя». – 2003.-10 октября.

 

Авторы: Хорошко Валерия, 8 класс Федоськина Марина, 8 класс МБОУ «Лицей № 3», г. Братск

Руководитель: Черданцева Наталья Петровна, учитель географии

 

По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.


 

 

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История