5 Великих полководцев

5 Великих писателей

» » Личности древний мир » Абу Хамид аль-Газали

Абу Хамид аль-Газали

Абу Хамид аль-ГазалиАбу Хамид аль-Газали – выдающийся исламский философ, богослов и мистик XI – XII веков.

 

Его главная заслуга состоит в том, что он систематизировал суфийское учение и создал его теоретическую основу.

 

Этот деятель смог интегрировать суфийское учение в ортодоксальный ислам и постарался, насколько мог, очистить его от чуждых влияний и «перегибов».

 

Аль-Газали – один из исламских мыслителей, ставших популярными на западе и нашедших в Европе своих последователей. С его трудами были знакомы Фома Аквинский и Доминик Гундиссалин – испанский философ и священник.

 

Кроме того, аль-Газали стал особенно популярен у еврейских авторов и переводчиков.

 

Ранние годы

 

Абу Хамид аль-Газали родился в 1058 году в Иране, персидском городе Тус. Таким образом, аль-Газали был одним из самых выдающихся исламских деятелей – неарабов. Его отец был прядильщиком шерсти; он рано ушёл из жизни, поэтому воспитанием будущего философа и его брата Ахмада, также выдающегося суфийского мыслителя, занимался друг отца.

 

Отец оставил семье небольшие денежные средства в качестве наследства, однако они закончились. Друг отца тоже не мог содержать семью, поэтому он посоветовал Абу Хамиду поступить в медресе – там он получил бы возможность прокормить себя. Абу Хамид так и поступил. Впоследствии он с братом поехал в Джурджан для продолжения образования; затем Абу Хамид отправился в Нишапур – также с образовательной целью.

 

Учился он у знаменитых исламских богословов и достаточно быстро сам зарекомендовал себя как талантливый учёный. И его заметил сельджукский визирь Низам аль-Мульк, который пригласил его в Багдад для руководства тамошним медресе. Когда визиря убили исмаилиты, Абу Хамид почувствовал, что находится в опасности, и поспешил покинуть Багдад.

 

Дальнейшие годы он провёл в Сирии, совершенствуясь в суфийской практике и ведя отшельнический образ жизни.

 

Абу Хамид – скептик

 

Абу Хамид заслужил репутацию одного из самых отъявленных скептиков средневековья, благодаря чему он и стал известен за пределами мусульманского мира. В своих попытках докопаться до истины он подвергал критике все направления исламской мысли того времени, и не только исламской: традиционное богословие, учение исмаилитов, суфизм и даже философию.

 

В своём труде «Самоопровержение философов» он указал на непоследовательность классической рассудочной философии. Выше философского знания он ставил интуицию и духовный опыт, на которых основано суфийское учение. В то же время он критиковал суфизм за его неверное толкование некоторых положений ислама.

 

Так, он не признавал «единения с Аллахом» в онтологическом смысле, понимая под «единением» лишь символическое уподобление божеству с нравственной точки зрения. Суфизм подвергся критике Абу Хамида и за то, что многие суфии использовали своё учение и духовные практики для достижения мирских целей.

 

Столь «возвышенный» взгляд не только на суфизм, но и на познание вообще привёл Абу Хамида к пересмотру собственных жизненных позиций. Свой отъезд из Багдада он объяснял тем, что не желал больше преподавать ради получения денег и славы. Впоследствии он и дальше продолжил преподавать ученикам, однако не хотел брать за это плату.

 

Любопытно, что будучи настроен против философии, своё мировоззрение он строил на основе философских методов и логики, из-за чего, по сути, противоречил сам себе.

 

Джихад

 

Аль-Газали ввёл новое понимание термина «джихад». Точнее, принципиально новым оно не было, но ему ранее обычно не уделялось внимания. Джихад в исламе – это усердие на пути к Аллаху, он не исчерпывается «священной войной» и означает добросовестное исполнение своей работы и несение службы, познание, воспитание детей и т. д.

 

Аль-Газали был убеждён, что под джихадом нужно понимать в первую очередь преодоление своего «низшего Я». Социальное неравенство Аль-Газали признавал социальное неравенство, основанное на разных познавательных способностях людей. Он делил общество на «широкую массу» и «избранных».

 

Первые должны неукоснительно соблюдать исламские традиции и догмы, а в вопросах права слепо доверять признанным специалистам - знатокам Корана. Вторые, к которым он относил философов и суфиев, обладают более высоким уровнем познания, поэтому им можно открыть больше правды, в частности – аллегорический смысл сур и аятов Корана.

 

Последние годы

 

Последние годы Аль-Газали провел в городе, где родился - Тус. Жил в келье и учил суфийскому образу жизни последователей. Умер 19.12.1111 года.

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История

   
яндекс.ћетрика {o}