5 Великих полководцев

5 Великих писателей

» » Личности древний мир » Абу Ханифа

Абу Ханифа


Абу Ханифа фотоАбу Ханифа – мусульманский богослов, один из самых ранних исламских правоведов. Жил в VIII веке.

 

Основал ханафитский мазхаб, названный так по его имени. Также разработал первую исламскую правовую систему, отвечающую повседневным запросам верующих.

 

Биография

 

Предки Абу Ханифы по происхождению были иранцами. Изначально они были «мавали», то есть военнопленными, затем получили свободу и стали уважаемыми людьми.

 

Дед Абу Ханифы перешёл в новую религию во времена второго «Праведного халифа», которым был Умар. Отец будущего богослова был богатым торговцем.

 

Родился Абу Ханифа в иракском городе Куфа. В этом городе он получил образование, в том числе теологическое. Среди его наставников были и соратники пророка Мухаммеда. Впоследствии Абу Ханифа стал уважаем, как самый лучший факих (правовед) Куфы и Басры.

 

Так уж сложилось, что Абу Ханифа пользовался благосклонностью иракских правителей, которые предлагали ему высокие посты на государственной службе. Тот отказывался, и тогда его начинали преследовать. Во время одного из гонений он вынужден был в течение некоторого периода жить в Мекке.

 

Позже в Ираке воцарился халиф аль-Мансур, который предложил Абу Ханифе важный пост в новой столице страны – Багдаде. Богослов снова отказался, и тогда правитель расправился с ним: он заключил его в тюрьму, где Абу Ханифа и умер. Позднее, уже в XI веке, почитатели Абу Ханифы построили над его могилой купол, и с тех пор она являлась объектом паломничества.

 

Абу Ханифа, получается, стал одним из мусульманских святых. И это несмотря на то, что канонический ислам (а ислам «ханафитского разлива» относится именно к таковым) не приемлет поклонения святым, расценивая это как пережиток язычества.

 

Деятельность

 

Абу Ханифа занимает особое место в истории ислама, поскольку с него, как считается, началась письменная традиция в исламской теологии. Он создал первую книгу по мусульманской догматике – «Аль-Фикх аль-акбар». В ней он рассматривает вопросы о единобожии, Коране, неотъемлемых признаках (атрибутах) Аллаха, достоинствах личностей, упомянутых в Коране, о свободе воли, предопределении и др.

 

С одной стороны, Абу Ханифа придерживается изначальных канонов мусульманской религии. С другой стороны, он разрабатывает методы рационалистического осмысления права, вводя принципы «суждения по аналогии» и широкое применение «истихсана» - суждения в пользу более лёгкого и удобного исполнения религиозных предписаний.

 

Отстаивая истихсан, Абу Ханифа и его единомышленники обращались к тексту самого Корана, в котором прямо указано, что Аллах не ставит перед верующими непосильных задач и не требует от них слишком больших усилий. Абу Ханифа также выступает сторонником обычного права (урф, адат). Что касается политических воззрений богослова, то они были достаточно либеральными. Он устанавливал всестороннюю ответственность верховной власти перед общиной.

 

Ханафитское право

 

Все разновидности (школы и направления) ислама особое внимание уделяют правилам поведения человека. Не является исключением и ханафитский мазхаб. Он выделяет несколько источников права:

  • Коран.
  • Сунна.
  • Иджма – единодушное мнение богословов относительно того или иного вопроса; иджма не должна противоречить Корану и Сунне.
  • Кияс – суждение по аналогии с описанным в Коране.
  • Истихсан – суждение, противоречащее описанному в Коране, но являющееся более целесообразным и удобным в конкретной ситуации.
  • Урф (адат) – традиционный народный обычай.

 

Используя в качестве авторитетного источника Сунну, ханафиты требуют тщательного отбора хадисов. Предпочтение отдаётся наиболее «сильным» и убедительным, а слабые используются только в исключительных случаях.

 

Благодаря своей лёгкости и либерализму ханафитская правовая школа, основанная Абу Ханифой, стала самой распространённой и всеобъемлющей. Её приверженцы проживают в Турции, на Ближнем Востоке, в Средней Азии, России. Ханафитский мазхаб положительно относится к традициям и обычаям всех народов, принявших ислам, если они не вступают в прямое противоречие с предписаниями Корана.

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История

   
яндекс.ћетрика