5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Константин Станиславский

Константин Станиславский фотоКонстантин Сергеевич Станиславский (чья настоящая фамилия - Алексеев) – известнейший режиссер, актер и театральный педагог.

 

Он известен тем, что основал школу актерского мастерства и театрального искусства по собственной уникальной системе. Система эта известна во всем мире, как система Станиславского.

 

Восхищает и то, что по ней и по сей день преподают даже в Голливуде.

Детство Станиславского

 

Родился будущий театральный гений в Москве 5(17).01.1863г, в семье фабриканта Сергея Владимировича Алексеева и его супруги Елизаветы Васильевны. Семейным бизнесом Алексеевых было производство канители и драгоценных металлов. Это проволока, по толщине напоминающая нить, из которой ткали парчу.

 

Детство Константина было омрачено частыми болезнями. Однако усилия матери помогли ребенку не только выправиться, но и продемонстрировать лидерские качества среди детей. А их только в самой семье было девять. Детей старались хорошо образовывать, не жалея на это сил и средств.

 

Начало театрального пути Станиславского

 

Летний отдых многодетной семьи Алексеевых протекал у реки Клязьмы, в Любимовке. Там непременным атрибутом отдыха были веселые празднества и любительские спектакли, для которых даже было построено специальное театральное помещение, называемое всеми Алексеевским кружком. Он действовал с 1877 по 1888 годы.


Уже тогда юный Костя Алексеев был основным организатором всех театральных постановок этого домашнего театрального общества. Когда с детством было покончено, выросший Константин долгое время служил у отца, став на директором фабрики. Но в свободное от работы время он принимал участие в любительских спектаклях семейного театрального кружка.

 

В начале 1885 года псевдоним Станиславский впервые был озвучен в применении к Константину Алексееву. В этих любительских спектаклях вместе с будущим известнейшим театральным деятелем весьма ярко играла Мария Петровна Перевощикова под псевдонимом Лилина. В 1889 году молодые люди обвенчались, а в следующем году у них родилась дочь, но вскоре умерла. Годом позже родилась ещё одна дочь, Кира.

 

Профессиональная карьера Станиславского

 

С начала 1891 года Станиславский руководил режиссурой в Московском Обществе искусства и литературы, уже тогда находясь в поисках, по его собственному определению, данному им позже, «режиссёрских приемов выявления духовной сущности произведения». Взяв на вооружение опыт мейнингенцев, Станиславский стал вводить в реквизит во время занятий с актерами подлинные раритеты, экзотические предметы.

 

Он стал проводить и различные эксперименты со звуком, ритмом и освещением. В 98 году в Пушкино, на одной из дач начала работать труппа МХТ, состоящая из актеров-любителей из Общества, руководимого Станиславским, и учеников из филармонии Немировича. Во время работы с труппой Станиславским ставились новые задачи и цели, продолжались поиски новых театральных решений. Все наработки и принципы этих исканий в педагогике театра и театральной теории были позже перенесены в созданную режиссером Первую студию.

 

В жизни Станиславского, как актера, особенно были важны две его последние работы. Это роли: Сальери в «Моцарте и Сальери» 1915 года; Ростанева в спектакле «Села Степанчикова». Однако вторая роль осталась не известной публике. Причина этого до сих пор в истории театра одна из тайн, вызывающих неподдельный интерес, тем более что остались многочисленные сведения о том, что Станиславский «репетировал прекрасно». Тем не менее, по окончании генеральной репетиции работа над ролью Ростанева была им полностью прекращена. Последствия этого решения были таковы, что на всю оставшуюся жизнь Станиславский отказался от новых ролей.

Проявление режиссерского таланта

 

Станиславского Оборотной стороной медали после болезни стало развитие его режиссерского дара. Первая постановка Станиславского после революции, работа над которой шла в 1920 году - «Каин» Байрона. В самом начале репетиций при прорыве белых Станиславского взяли в заложники.

 

В период 1920 - 1930-х годов двадцатого века работа Станиславского заключалась в отстаивании им традиционных художественных ценностей русского сценического искусства. Пресса того периода все более настойчиво обвиняла его не только в якобы нежелании принимать революционные реалии, в «отсталости», но и в саботаже, что было куда серьезнее.

 

Итогом переживаний в 1928 году стал тяжелейший сердечный приступ, настигший тогдашнего юбиляра на торжественном вечере в МХАТ. После него врачами был наложен запрет на любые выходы больного к рампе. Вернуться к работе удалось только через год.

 

В начале 1930-х годов Станиславский, пользуясь весом своего имени в театральном мире и заручившись поддержкой и авторитетом М. Горького, обратился к правительству с целью получить для Художественного театра статус государственного театра, а так же особого положения для него. Его желанию суждено было сбыться, и с января 1932 года театр стал именоваться МХАТ СССР.

 

Смерть величайшего театрального деятеля Константина Сергеевича Станиславского наступила 7 августа 1938 года в Москве. После вскрытия у покойного было обнаружен ряд серьезных заболеваний: эмфизема лёгких, а на фоне расширенного, изношенного сердца — аневризмы, как следствие тяжело перенесенного инфаркта, перенесенного в 1928 году. Похороны Станиславского состоялись 9 августа, могила его находится на Новодевичьем кладбище.

 

Интересные факты

 

  • Будущий гениальный актер и режиссер до десятилетнего возраста имел дефекты речи, не выговаривая буквы «л» и «р».
  • Был у Станиславского незаконнорожденный первенец, который родился от связи с крестьянкой Авдотьей Назаровной Копыловой. Этого мальчика под фамилией Сергеев усыновил дед, отец Станиславского С. В. Алексеев. От его имени была произведена фамилия и отчество ребенка, ставшего потом историком, профессором МГУ.
  • Все члены семьи Станиславского были далеки от мира театра, но, имелась бабушка, некогда известная актриса Мари Варлей. Она приехала однажды в Петербург на гастроли из Парижа и встретила свою любовь в России.
  • Константин Сергеевич взял псевдоним в честь артиста-любителя Маркова, доктора по профессии, который талантливо играл под этой фамилией.
  • Наследие Станиславского не только не потеряно, а наоборот, приумножено. Его система живет и работает по сей день, и множество современных актеров по всему миру считают его своим учителем.
Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История