5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Александр Исаевич Солженицын: писатель, публицист, гражданин

Поразительно точная детская интуиция Солженицына позволила ему рано определить призвание» «В десять лет я твердо решил, что буду писателем», хотя объяснить свой выбор и свое решение книгочей – третьеклассник не мог и тогда, ни позже.

Не школа, не университет, а именно война научит рядового, курсанта, а позже и офицера Солженицына по-настоящему понимать слова «Родина» и «патриотизм». Здесь же он сформирует свое представление о нормальной жизни: «Чтобы на Руси что думаешь – сказать бы можно вслух». Что человека с таким взглядом ожидало в послевоенном советском писательстве? Рано или поздно, но неизбежно Солженицыну должен был достаться ГУЛАГ – став не только ещё одной преградой на пути к главной теме творчества, но и дав богатейший материал для будущих замыслов.

В тюрьме и лагере писатель, которому по собственному призванию раньше с трудом удавалось придумать новую тему для рассказа, просто взрывается творчеством. «До ареста я тут много не понимал. Неосмысленно тянулся я в литературу, плохо зная, зачем это мне и зачем литературе… Страшно подумать, что б я стал за писатель (а стал бы), если бы меня не посадили». Пришлось выбирать свой способ создания и хранения произведений за решёткой: сочинение, записывание, заучивание и уничтожение. «Пусть будет путевым мешком твоим – твоя память. Запоминай! Запоминай! Только эти горькие семена, может быть когда-нибудь и тронутся в рост». Все лагерные стихи приходилось заучивать наизусть, как и всю стихотворную повесть «Дороженька».
 
 
 
«Я стал достоверным летописцем лагерной жизни». Отклики бывших заключенных и «врагов народа» на публикацию не позволили вернуться к задуманной в юности эпопее, просясь быть обнародованным. «Я – не я, и моя литературная судьба – не моя, а всех миллионов, кто не доцарапал, не дописал, не до хрипел своей тюремной судьбе».
Мировая литература уже просто немыслема без книг Александра Солженицына. Поэтому многих, естественно, интересует, как совершался писательский подвиг.
Все невзгоды и тяготы жизненного пути А.И. Солженицын научится воспринимать почти философски, не спрашивая каждый раз: «За что?», а а задумываясь: «Зачем?» и находя для себя правильный ответ: «Как ты мудро и сильно видишь меня, Господи!». Именно поэтому даже то, что поначалу кажется бедой, провалом, оборачивается встречным боем и победой: «То и веселит меня, то утверживает, что ни я всё задумываю и провожу, что я только меч, хорошо отточенный на нечистую силу, заговорённый рубить ее и разгонять. О, дай мне, Господи не переломиться при ударах! Не выпасть из руки Твоей».
Изучение творчества А.И. Солженицына обусловлена масштабом его личности и тем значение, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины 20 века и истории литературы того периода. Его произведения открыли русской литературе «лагерную тему».
Сама биография Солженицына, история его высылки из Советского Союза, присуждение и вручение Нобелевской премии по литературе тоже может стать наглядным примером тех процессов, которые проходили в жизни страны.
 
 
 
Сегодня значение его творчества полностью пересмотрено. Творчество Александра Исаевича 1974-1994 годов может быть названо важной частью такого явления как литература русского зарубежья. Главное его произведение – «Архипелаг ГУЛАГ» - для очень многих людей стало источником знаний о страшном периоде нашей истории и поводом для того, чтобы переосмыслить очень многие значимые вещи. Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нём не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени.
На сегодняшний день его творчество изучается в курсе русской литературы 20 века, однако педагогами представление о личности и творчестве А.И. Солженицына дается зачастую фрагментарно.
Александр Исаевич Солженицын прожил невероятную жизнь, вместившую в себя войну и лагеря, награды преследования, изгнание из СССР и триумфальное возвращение на Родину, к своему народу, чьей памятью ему всегда хотелось быть.
 

 

 


Ведущий методист ЦГБ им. А.С. Пушкина
(город Георгиевск, Ставропольский край)
С. Аракелян
Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История