5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Живопись XVII века в России

Живопись XVII века в России фотоЖивопись XVII века в России развивается в соответствии с общей культурной тенденцией. Это означает, что она обмирщается, начинает служить интересам светского общества.

 

Собственно, изобразительное искусство в России в этом веке только зарождается, как и музыкальное, литературное, архитектурное: иконы и храмовые фрески предшествующего времени, сделанные по строгим шаблонам, смысл которых непонятен даже самому автору, называть «искусством» можно лишь условно – это всего-навсего ритуал.

 

Упомянутые жанры продолжают существовать и в XVII столетии, однако уже с начала века отмечается отход от иконописных канонов. Произведения приобретают декоративность, акцент в них смещается с изображения святого на повседневные дела обычных людей.

 

Храмовые фрески становятся первыми в русском искусстве образцами пейзажей, жанровых произведений. Изменяется цветовая гамма росписей: красок становится больше, цветовое решение – богаче и реалистичнее. В частности, появляется больше синего и красного.

 

Фряжский стиль

 

Растёт интерес художников и к изображению человека. Симон Ушаков, глава придворных живописцев Оружейной палаты, остаётся иконописцем, но в рамках своего жанра реализует непревзойдённое умение передавать черты человеческого лица, передавать игру света и тени, анатомическую точность и «телесность» форм, шелковистость бороды и волос и т. д.

 

Порой произведения Ушакова кажутся даже слишком реалистичными. Известно, что он собирался издать анатомический атлас для художников, но, к сожалению, не успел. Подобный стиль современники называли «фряжским письмом», где под «фрягами» в данном случае понимаются все иностранцы.

 

фряжский стиль Ушакова фото
фряжский стиль Ушакова фото

 

 

Против «фряжских» икон выступили консервативные священники и простые верующие, в особенности старообрядцы, но, как говорится, прогресс было уже не остановить. Одна из таких икон XVII века даже была признана церковью «чудотворной». Но художники занимались не только иконами.

 

 

Светский портрет – парсуна, первые образцы которой появились ещё в XVI веке, всё больше напоминает портрет в современном смысле слова. Ярким примером могут служить парсуны князя Василия Голицына, Никона, царевны Софьи, но особого внимания заслуживает петровская «Преображенская серия».

 

Преображенская серия

 

Эти портреты названы так потому, что были обнаружены исследователями при описи Преображенского дворца; выяснилось, что в этом дворце они находились в «ассамблейной зале» вместе с другими картинами. Ранее считалось, что на портретах изображены царские шуты; но впоследствии учёные с удивлением констатировали, что большая часть картин изображает самых видных сподвижников Петра и членов царской семьи.

 

Вот отдельные примеры: 

  • «Патриарх Милака» - князь М. Ф. Нарышкин; 
  • «Андрей Бесящий» - князь Андрей Апраксин;
  • Князь Н. М. Жировой-засекин.

 

Это уже не парсуны, а настоящие портреты, авторы которых постарались передать и драматизм лиц, и некоторую композицию, их направленность сочетает «парадность» и иронию. Насмешка художников над старыми порядками соседствует с желанием запечатлеть соратников Петра в работе и развлечениях.

 

живопись 17в портрет князь Андрей Апраксин фото
портрет князя Андрея Апраскина 17 век фото

 

Между тем определённая «парсунность» сохраняется и здесь. Реалистичные и живые лица сочетаются здесь с плоскостным туловищем, шаблонными формами одежды, положения рук.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История