Античная философия
Содержание:
Античная философия – наиболее ранняя философская традиция, по крайней мере в европейской истории.
Античные философы впервые осмыслили самые общие законы природы, сформировали основополагающие философские концепции, ввели в научный обиход основные понятия, привычные в наше время: «бытие», «сущность», «идея», «закон» (в смысле – природная закономерность) и т. д.
Они разделили объективную истину и субъективные впечатления, продемонстрировали единство и борьбу противоположностей, а также обобщили разрозненные сведения о различных сторонах окружающего мира.
При этом философия в античное время занималась куда большим кругом проблем, чем философия в современном понимании: греческие мудрецы заложили основы практически всех наук – алгебры и геометрии, физики и химии, астрономии и географии, политики и психологии.
На первых порах отдельных областей знания не выделялось: Фалес, например, изучил созвездие Малой Медведицы и показал его «хозяйственный потенциал», исследовал свойства параллельных прямых, предложил первую теорию первоэлемента, в Египте измерял высоту пирамид и выяснял причины наводнений…
Философы изучали всё, что можно было изучать, вдобавок занимались искусством (писали трагедии, изготавливали статуи), управляли государством и даже служили в храмах. Причём такой синкретизм философы отстаивали даже в эпоху поздней античности. Так, Аристотель утверждал, что настоящий архитектор должен в совершенстве знать геометрию, физику, музыку, геологию, риторику, поэзию и ещё ряд наук и искусств.
↑ Этапы античной философии
Своё развитие древняя европейская философия проходила поэтапно. Каждый период отмечается определёнными открытиями и переменами.
- VIII – VII век до н. э. – предфилософская традиция. Философии как таковой ещё не было, но были авторы – сказители, жрецы, поэты, которые в своих творениях задавались теми или иными вопросами. Таковы Гомер, Орфей, Мусей, таков и Эпименид – знаменитый жрец и прорицатель, «истолковывавший тёмное прошлое». Биография многих этих авторов мифологична и легендарна: так, рассказывают, что Эпименид заснул в пещере, зачарованной Зевсом, и проснулся через 57 лет, являясь обладателем великой мудрости.
- VII – V век до н. э. – ранняя классика. Это время греческой натурфилософии. Мыслители пытались понять законы природы, определить, из чего созданы все предметы и вещества, какую форму имеет Земля и что такое звёзды. Вопросы этики и эстетики пока что почти не интересовали научную мысль. Ранняя классика делится на множество школ.
- V – IV век до н. э. – Сократ и его последователи. Классическая греческая философия начинается именно с Сократа, который заинтересовался вопросами добра и зла, поведения человека, этики и эстетики. Последователи Сократа также образовали множество школ, из которых самыми крупными и значимыми были платоники и киники.
- IV – III век до н. э. – Аристотель и его последователи – перипатетики. Они создали и развили метафизику и учение о душе, которые позже были восприняты средневековыми схоластами и арабскими философами. Также Аристотель является создателем философской системы, охватывающей все стороны человеческой жизни.
- IV – I век до н. э. – философия эллинизма. Это своеобразная «переоценка ценностей» классического периода в принципиально новых политических и культурных условиях. Эллинистическая философия во многом обращена к личности, индивидуальному бытию. Школы этого периода – скептики, эпикурейцы, стоики и др.
- 6. I век до н. э. – V век н. э. – римская и позднеантичная философия. Римляне, вначале развивая греческие учения, создают впоследствии свои собственные концепции, такие как римский эпикуреизм. К новым философским учениям обращаются также греки и представители многочисленных народов Римской Империи. Одной из римских «школ» часто называют эклектизм – сочетание элементов различных учений классического периода. Наконец, этот заключительный период античной философии связан с возникновением христианства.
Два последних периода – самый трудный этап для античной философии. С одной стороны, широкое распространение греко-римской культуры по всему миру способствовало просвещению «диких» народов, главным образом восточных (но воспринимали античную культуру и европейские «варвары»). С другой стороны, сама классическая античная культура не устояла под давлением новых учений, принесённых с Востока и, в отличие от греческой учёности и римской практичности, основанных на иррациональных, «безумных» началах.
В результате восточный мистицизм, религиозный фанатизм, иррациональные теории проникают в культуру римлян и греков и смешиваются с ней. В связи с определёнными политическими потрясениями греки и римляне всё больше разочаровывались в своей традиционной науке, они не могли постичь разумом то, что происходило вокруг них; иррациональные мистические учения побеждали.
Позднеантичную культуру отличает вторичность и сознание исчерпанности: новые архитекторы, скульпторы и художники копируют классические шедевры, причём качество копий (художественное и техническое) нередко уступает оригиналам: мыслители и творцы решили, что ничего нового они уже не создадут, и всё меньше углублялись в познание наук и искусств.
Восторжествовал самый настоящий античный постмодерн. А за ним, после окончательного утверждения христианской религии, наступили «тёмные века», когда наука, искусство и философия были практически заброшены.
↑ Итоги развития античной философии
Античная философия, по сути, породила европейское научное знание как таковое. Философы были непосредственными предшественниками биологов, историков, астрономов и математиков, даже, частично, современных врачей. Античная философия, можно сказать, сформировала новый род профессиональной деятельности и новый класс людей, смысл жизни которых заключается в приобретении и развитии знаний.
Основы, заложенные античными философами, явились фундаментом для всей последующей мировой культуры вплоть до современности. При этом определённые задачи, поставленные греческими мудрецами, полностью не решены до сих пор. При этом нельзя сказать, что греческая философия выросла исключительно из простого человеческого любопытства.
Научными изысканиями и философскими размышлениями в той или иной мере занимались жрецы, пример чему – вышеупомянутый Эпименид; особенно «доантичная» наука и философия была развита в странах Древнего Востока – в Египте и Вавилоне. Жрецы были хранителями знаний, которые, впрочем, тщательно скрывались от непосвящённых – основной массы людей. Греки же вывели производство знаний на новый уровень – теперь оно стало открытым, философы публиковали свои сочинения, делая знания доступными для широкой публики.
В некотором смысле можно сказать, что греческая философия восприняла и развила наследие древневосточных жрецов: первый античный философ, Фалес, «привёз» свою науку из Египта, а сам по роду-племени был финикийцем. Наконец, ещё одна заслуга античной философии заключается в открытии нового типа человеческого бытия, которое не сводится к накоплению денег, материальных благ и размножению.
В этом плане интересна легенда о Фалесе. Он был человеком бедным, и окружающие упрекали его – мол, ты мог бы найти нормальную работу и заработать деньги, а занимаешься всякой ерундой. В ответ на это Фалес по звёздам определил, что в следующем году ожидается богатый урожай маслин; после этого он заранее, замой, за бесценок выкупил все ближайшие маслодавильни и в следующем году заработал целое состояние. Этим он показал, что философ в любой момент может заработать большие деньги, просто он об этом не заботится.