Аристотель
Содержание:
Аристотель – крупнейший и самый выдающийся античный философ.
Его наследие в определённой степени актуально и в наше время, ведь Аристотель создал современный аппарат научного мышления.
Аристотель, по существу, создал всестороннюю философскую систему, охватывающую и онтологию, и политику, и социологию, и этику, и физику, и логику.
Его метафизическое учение было воспринято Фомой Аквинским и стало основой средневековой европейской схоластики.
↑ Биография
Родился Аристотель в Стагире – одной из греческих колоний; поэтому он известен под прозвищем Стагирит. Его отец был врачом при дворе македонского царя Аминты III; был отец человеком образованным и мудрым, и стал он для Аристотеля первым наставником.
В детские годы будущий философ познакомился с Филиппом Македонским, отцом Александра; видимо, Аристотель очень понравился Филиппу, что сыграло свою роль в том, что философ впоследствии был назначен воспитателем для Александра.
Аристотель рано испытал на себе противоречия тогдашнего общества. Он получил греческое образование, был носителем греческого языка и культуры и поэтому симпатизировал эллинской демократии, однако сам был подданным македонского царя, государство которого в ту пору переживало расцвет.
Это противоречие впоследствии отразится в его жизни и творчестве. Когда Аристотелю было 15 лет, умерли его родители. Его опекуном стал Проксен, который руководил его дальнейшим образованием. Это был один из любимейших наставников Аристотеля. В то время книги были дороги, однако Проксен покупал для него даже самые редкие.
В деньгах недостатка не было, ведь Аристотель унаследовал от отца значительное состояние. Проксен привил юноше интерес к растениям и животным; эти знания позже станут основой для книги Аристотеля «О возникновении животных». Затем Аристотель уезжает в Афины, где становится философом в платоновской Академии. Он работает там в течение двадцати лет – до самой смерти Платона.
Затем он женится на Пифиаде, дочери тирана Гермия. Однако вскоре Гермий выступил против персов, за что был ими низложен и казнён. Аристотелю пришлось отбыть на остров Лесбос. В 343 году до н. э. Аристотеля, наконец, приглашает к себе Филипп. Философ становится воспитателем Александра.
Затем он возвращается в Афины и основывает свой Ликей; однако когда Александр умер, Аристотелю пришлось покинуть Афины, поскольку там начались выступления против господства македонян. Через некоторое время после отъезда он умер.
↑ Ликей
Ликей – школа (гимнасий) возле афинского храма Аполлона Ликейского. Первоначально в этом месте учил Сократ, а впоследствии – Аристотель. Его и его учеников прозвали «перипатетиками», то есть «прогуливающимися». Считается, что так их называли из-за того, что учитель во время лекции прогуливался по территории школы. Однако Гегель указывал, что «перипатетическим» это место называлось ещё до Аристотеля: великий Перикл специально оборудовал его для прогулок.
↑ Разделение наук
Древнегреческая философия была синкретической, то есть мыслители занимались буквально всем, без разбора. Аристотель был первым, кто привёл этот хаос в определённый порядок и разделил различные науки на три класса:
- Теоретические – физика, математика и «первая философия», то есть метафизика; их цель – получение знания ради самого знания.
- Практические – этика и политика. Эти науки добывают знания ради конкретных действий, в частности, для управления обществом.
- «Поэтические» - поэзия, музыка и др.
↑ Четыре причины всего сущего
В своём труде «Метафизика», от названия которого произошло наименование всего данного раздела философии, Аристотель представил своё понимание причин, по которым существует всё в мире.
- Материя – то, из чего состоят вещи. Она вечна, она не может появиться из ничего и бесследно разрушиться. Неоформленная материя инертна и пассивна. Первая стадия оформленной материи – пять изначальных стихий: огонь, вода, земля, воздух и эфир. Из этих стихий состоят остальные предметы во вселенной.
- Форма – сущность конкретных вещей. Она – одновременно причина и цель рождения вещей из первоначальной материи. Формы создаются «высшим разумом». Вещь, таким образом, представляет собой единство материи и формы.
- Действующая причина. Это момент времени, с которого вещь начинает своё существование. Начало всех начал и причина причин – опять-таки «высший разум».
- Цель – конечная причина существования вещей. Конечной целью всего, по Аристотелю, является Благо.