5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Биография Вольтера

     Биография Вольтера
   

     Вольтер родился во Франции, в Париже 21.11.1694 года. Умер – 30.05.1778 года в Париже. Был гражданином Франции. Оригинальное имя Вольтера – Франсуа-Мари Аруэ.

 

      Начинал Вольтер писать как поэт. Его лирика проникнута мотивами эпикурейскими и при этом ей присущи выпады против абсолютизма. Идеи Вольтера сыграл немалую роль в подготовке Французской революции. С его именем связано и распространение вольтерьянства в России, суть которого в пафосном ниспровержении авторитетов, что в духе европейского свободомыслия).

 

       ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694–1778) – один из просветителей, великий французский писатель – поэт эпохи Просвещения, драматург, романист, историк, философ.

       Итак, место рождения Вольтера – Париж. Его мать умерла, когда ему было семь лет. Отец был нотариусом. Сын,  Франсуа-Мари (Вольтер) шесть лет провел в иезуитском колледже Людовика Великого в Париже.

        Отец мыслил практически, и после того, как юный Аруэ вышел из колледжа, устроил его изучать законы в контору Аллена. Но юноша больше интересовался поэзией, драмой, вращался в кругу аристократов-вольнодумцев («Общество Тампля»), которые объединились вокруг главы Ордена мальтийских рыцарей, герцога Вандома.

       Немало пережил житейских неурядиц Аруэ в юности. Затем взялся сочинять сатирические произведения в адрес герцога Орлеанского. Для его стиля характерны порывистость, пылкость, безоглядность. Это закончилось заключением в Бастилии, где Вольтер должен был провести одиннадцать месяцев.   

       Чтобы скоротать долгие часы заключения, говорят, Вольтер там и начал работать над эпической поэмой  - «Генриада» (Henriade), прославленной в веках.

       Трагедия «Эдип» (Oedipe,1718) имела большой успех на сцене «Комеди Франсез». Автору было 24 года, и он был признан весьма достойным соперником Софокла, Расина и Корнеля. Тогда-то без лишней скромности он и добавил к своей подписи аристократическое «де» - «де Вольтер». Слава была достигнута под именем «Вольтер».

       Однажды в театре «Опера» (это случилось в конце 1725 года) Вольтер был оскорблен одним из отпрысков родовитого семейства Франции –  де Роан-Шабо. Вполне естественно, что иронический ответ Вольтера оказался весьма колким.

После этого прошло два дня, и в «Комеди Франсез» произошел новый инцидент. Когда Вольтер обедал у герцога де Сюлли, его вызвали на улицу, и, набросившись, избили. Шевалье при этом сидел в карете поблизости и давал указания.

Высокородные приятели Вольтера в разгорающемся конфликте, не раздумывая, приняли сторону аристократа. Дабы избежать сложностей, вызванных сложившейся ситуацией, правительство решило заключить Вольтера в Бастилию. Это произошло в апреле 1726 года. Через пару недель его освободили, при условии, что он покинет  Париж. Так на его судьбу выпало изгнание. Вольтер уехал в Англию, и оставался там до конца 1728 начала – 1729гг. С огромным интересом он изучал английскую жизнь  во всем ее многообразии, а также – литературу, общественную мысль. Особенно пьесы В.Шекспира, постановку которых он увидел на сцене.

       Следующие двадцать лет, вернувшись во Францию, Вольтер в основном жил на востоке страны, у границы Лотарингии, со своей «божественной Эмилией», возлюбленной, в ее замке Сире. Она занималась науками, особенно – математикой. Под влиянием мадам дю Шатле Вольтер, кроме литературы, стал интересоваться физикой Ньютона. Годы, прожитые в Сире, оказались решающим периодом в большой и долгой карьере мыслителя.

С 1745 года Вольтер избран во Французскую Академию, становится королевским историографом. А в 1746 году – Вольтер – «кавалер, допускаемый в королевскую опочивальню».

      Мадам дю Шатле внезапно умерла в сентябре 1749 года. На протяжении нескольких лет, изводимая глубоким чувством ревности, но и благоразумием одновременно, она уговаривала Вольтера отказаться от приглашения Фридриха Великого обосноваться при прусском дворе. После ее смерти причин для отказа не было.

       Вольтер прибыл в Потсдам в июле 1750 года. С начала общения с «королем-философом» он был окрылен энтузиазмом.

При французском дворе в Потсдаме отсутствовал детально продуманный ритуал и формальности, не было робости при наличии нетривиальных идей, когда они не выходили за грани частного разговора.

     Однако скоро Вольтера стали отягощать обязанности править королевские писания в стихах и прозе. Фридрих - деспотичный и резкий. Вольтер – тщеславен. Столкновение с монархом было неизбежным. Когда Вольтер освободился «из львиных когтей» (1753), он чувствовал себя счастливым.

Считалось, что три года назад, он сбежал в Германию. Париж был для него закрыт. После долгих раздумий и сомнений, Вольтер обосновался в Женеве. Зиму он проводил в Лозанне, которая имела собственное законодательство. Затем Вольтер приобрел средневековый замок Торне, а более современный, еще один – Ферне. Замки были расположены близко, по обе стороны французской границы.

      С 1758 по 1778, по словам самого Вольтера, он «царил» в своем маленьком королевстве; он наладил гончарное производство, устроил часовые мастерские, свершали  опыты с выведением новых пород лошадей, скота, испытывал различные усовершенствования в земледелии, вел переписку – весьма обширную. В Ферне приезжало много людей, самых разных и отовсюду. И все же, главным для Вольтера было его творчество, направленное на обличение гонений, войны, вступавшееся за тех, кто был преследуем несправедливо. Во всем этом была главная цель защитить политическую и религиозную свободу. Вольтер – один из отцов Просвещения, провозвестник пенитенциарной реформы, проведенной в годы Французской революции.

      После уговоров, в феврале 1778 года Вольтер вернулся в Париж. Там он был окружен всеобщим поклонением, несмотря на нерасположение правящего монарха Людовика XVI, Вольтер был энергичным, увлекался разными начинаниями, присутствовал на показе своей последней трагедии Ирина (Irene), в «Комеди Франсез», встречался с Б.Франклином, сам предложил Академии подготовить для нового издания ее Словаря все статьи на «А». Но 30 мая 1778 года смерть настигла мыслителя.

     В известном издании Молана  сочинения Вольтера составили пятьдесят томов, каждый из которых почти по шестьсот страниц. Они дополнены двумя большими томами Указателей. Более десяти тысяч – эпистолярное наследие философа занимает восемнадцать томов этого издания.

В настоящее время трагедии Вольтера, в значительной степени, способствовавшие его славе в 18 веке, читаются мало, и в эпоху современную мало были поставлены на сцене.

      Лучшими из них являются Заира (Zare, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (Mrope, 1743).

Стихи Вольтера на светские темы, отличающиеся легкостью, не утратили блеска;  стихотворные сатиры все так же уязвляют, в философских поэмах проявлена редкая способность полного выражения авторских идей без отступления от строгих требований поэтической формы. Из них наиболее важными являются «Послание к Урании» (Eptre Uranie, 1722), одно из первых произведений, которые обличают религиозную ортодоксию; «Светский человек» (Mondain, 1736) – по тону - шутливое, а по мысли обоснования преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением – довольно серьезное; «Рассуждение о человеке» (Discours sur l'Homme, 1738–1739); «Поэма о естественном законе» (Рome sur la Loi naturelle, 1756) – разговор идет о религии «естественной». В то время эта тема было одновременно и популярной и опасной; «Поэма о гибели Лиссабона» (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) – знаменита, она говорит о проблеме философской – о проблеме зла в мире, о страданиях тех, кто стал жертвой страшного землетрясения 1 ноября 1775 года в Лиссабоне. Вольтер был благоразумен и прислушивался к советам друзей – заключительным строкам этого произведения придал звучание умеренно оптимистическое.

      Труды Вольтера по истории «История Карла  XII, короля Швеции» (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), «Век Людовика XIV» (Sиcle de Louis XIV, 1751) и «Опыт о нравах и о духе народов» (Essai sur les moeurs et l'esprit des nations, 1756) – одно из высших достижений писателя. В исторические сочинения автор внес свой искрометный дар увлекательного повествования.

      «Философские письма» (Les Lettres philosophiques, 1734) – одно из ранних произведений мыслителя, которое заслуживает особого внимания. Еще его называют «письмами об англичанах», потому что в нем отражены впечатления автора, которые он вынес из своего пребывания в Англии в 1726-1728 г. С особой проницательностью и тонкой иронией Вольтером изображены квакеры, англикане, пресвитериане, английская система управления, парламент. Вольтер пропагандирует прививки от оспы, излагает основы теории земного притяжения Ньютона, представляет философа Локка, с особой остротой анализирует трагедии В.Шекспира и У.Уичерли, У.Конгрива, Д.Ванбру. Примечательно: вольтеровская Франция проигрывает на фоне лестно выписанной картины жизни Англии, и Франция, несомненно, проигрывает. Это послужило причиной выхода книги без имени автора. Ее осудило правительство Франции, после чего книга была подвержена публичному сожжению, однако это лишь сделало ее еще более популярной. Усилило ее влияние в обществе. Вольтер ценил сюжеты Шекспира, почерпнутые из истории Англии, умение Шекспира строить сценическое действие, француз отдал должное шекспировскому гению. Однако, будучи учеником Расина, он был возмущен тем, что Шекспир пренебрег одним из законов классицизма  - «законом трех единств», и в пьесах смешал элементы трагедии и комедии.

       В «Трактате о веротерпимости» (Trait sur la tolrance, 1763) очевидна реакция писателя на вспышку в Тулузе религиозной нетерпимости, это своеобразная попытка реабилитировать память протестанта Жана Каласа, падшего жертвой пыток. Взгляды Вольтера на природу власти, войны, религии и многие другие его идеи в алфавитном порядке изложены в «Философском словаре» (Dictionnaire philosophique, 1764). На протяжении всей своей долгой жизни мыслитель Вольтер был убежденным деистом. Его искренние симпатии были на стороне религии братской любви и нравственного поведения, морали, не признающей власти догм и преследования за инакомыслие. Английские квакеры потому и привлекали его, несмотря на то, что в их обиходе с его точки зрения, было немало забавного и чудаковатого.

       Наиболее известное произведение Вольтера – «Кандид» (Candide, 1759) – философская повесть. Сюжет в нем развивается стремительно,  он о перипетиях судьбы простодушного, наивного молодого человека. Кандид – его имя. Он был учеником Панглоса (букв. «одни слова», «пустозвон»), - философа, который вторил Лейбницу, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров». После ударов судьбы, Кандид потихоньку начинает сомневаться в достоверности этой доктрины. Он воссоединяется с Кунигундой, своей возлюбленной, утратившей свою привлекательность, из-за невзгод ставшей уродливой и сварливой; он снова рядом с Панглосом, исповедующим, пусть и не с большой уверенностью, свой взгляд на мир. Еще несколько персонажей – вот и все общество. Недалеко от Константинополя они организуют маленькую общину (коммуну), где царит практичная философия, согласно которой каждый должен «возделывать свой сад», не задаваясь вопросами «зачем», «почему», «для какой цели», - выполнять необходимую работу, не пытаясь разгадывать неразрешимые умозрительные загадки метафизики. И хотя рассказ кажется шуточным, в его иронии скрыто убийственное опровержение фатализма.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История