Бальзамирование в Древнем Египте
Уже в глубокой древности человек пытался остановить время, увековечивая в наскальной живописи или каким-либо другим способом память об умерших. Веруя в то, что умершему человеку необходимо сохранить его тело как оболочку для того, чтобы его душа могла в ней поселиться, в древних цивилизациях было принято бальзамировать тела умерших. Религия и мистика переплелись в древнем погребальном обычае египтян сохранять после смерти тела сородичей и достигли небывалых вершин искусства. В ранний период истории, при отсутствии династий, погребальный обряд совершался просто – тело умершего укладывали в позу эмбриона и заворачивали в то, что родственники могли себе позволить. Тех, кто побогаче, заворачивали в ткань. Более бедным доставалась соломенная циновка. После чего тело опускали в неглубокую могилу, выкопанную в песке, и добавляли несколько предметов, которые могли пригодиться в загробном мире. Если последнее пристанище бедняка было просто обыкновенной ямой в песке, то могилы богатых обкладывали каменными плитами или досками. В сухом песке тело высыхало и сохранялось.
Постепенно погребальные обряды совершенствовались. Метод природного мумифицирования перестал удовлетворять египтян. Религиозно-мистические чувства воплотились в искусственном бальзамировании, которое в Древнем Египте достигло небывалых высот. Важнейший, и один из наиболее почитаемых богов у древних египтян, бог Анубис, был покровителем мертвых. По преданию именно он научил жителей Египта искусству бальзамирования. Исследователи, начиная с древнегреческого историка Геродота, пытались разобраться в методах бальзамирования. Современные ученые смогли довольно точно восстановить процесс бальзамирования и даже воплотить его в некоторых идеях фанатичного поклонения отдельным личностям, покинувшим этот мир. Сначала древние, но очень искусные специалисты по бальзамированию подготавливали тело умершего – удаляли мозг и все внутренние органы через специальные надрезы, которые делались специальным каменным ножом, предназначенным только для подобных ритуалов. Внутренности погружали в пальмовое вино, а само тело на двадцать дней укладывали в натрон – соль, получаемую из пересохших озер пустыни. Натрон представлял собой смесь различных солей. Из-за разъедающих свойств этой смеси, бальзаматорам приходилось прикреплять ногти покойных медной или золотой проволокой, в зависимости от достатка умершего, либо надевать металлические наперстки.
После пребывания в соли, тело обмывали и высушивали на солнце. Череп и внутренности набивали льняными бинтами, которые пропитывали специальными смолами. Внутренности умершего помещали в специальные ритуальные сосуды – канопы, каждый сосуд предназначался для определенного органа. Канопы отличались изображениями на крышках, символизирующими того или иного бога и соответствующий этому орган умершего. Например, на сосуде с печенью была голова бога Имсета. Сосуды также изготавливались из разных материалов в зависимости от материального положения умершего – алебастр, известняк, базальт, глина. Канопы хранили рядом с телом. Умели древние бальзаматоры Египта изменять черта лица умерших, возвращая им прижизненную схожесть. Тела богатых усопших могли покрывать тонким слоем золота, как все тело, так и отдельные органы. Далее приступали к пеленанию мумии. Это была сложная и кропотливая работа, пеленать начинали с каждого пальца конечности в отдельности, постепенно переходя на все тело. Бальзамирование в Древнем Египте совершенствовалось и достигло вершин искусства. Это была целая индустрия – очень развитая и прибыльная. Ей занимались целые династии, охраняя свои секреты, держа их в тайне, передавая из поколения в поколение.