5 Великих полководцев

5 Великих писателей

» » Художники » Художник Теодор Жерико

Художник Теодор Жерико

Теодор Жерико положил начало романтизма во французском изобразительном искусстве. Его живопись и графика повлияли на художников-реалистов середины 19 века.

 

Рождение. Молодость

 

Теодор Жерико фотоРодился Теодор 26.09.1791г. во Франции. Он прожил очень короткую жизнь – всего 32 года – так что вся его биография – это молодость, указавшая новый путь в развитии живописи 19 века – романтизм. Еще в детстве и ранней юности Жерико отличался своенравием, а позже, когда учился в мастерских К. Берне и П. Герена, его необычный характер уже отражался на его первых работах.

 

Учители и соученики отмечали в рисунках Теодора неуемный темперамент, своеволие, неподражаемость. Когда все ученики послушно копировали классические образцы, Жерико норовил видоизменить предлагаемую модель, наполняя изображение своей энергией. И всегда это были не копии, а воспроизведение по памяти, под иным углом зрения, в непосредственном восприятии, сообразно характеру начинающего художника. Это, конечно, противоречило задачам уроков копирования, и Теодор даже понимал абсурдность происходящего, но ничего не мог с собой поделать.

 

Учителя, как вспоминал Жерико, «только посмеивались». Вскоре юный художник, устав от строгой классики, стал тяготеть к свободной живописи фламандских художников. Он изучал их манеру, приемы, колорит. И эта живопись оказалась более близкой сердцу неукротимого Жерико. Он очень любил живопись. Но была у него и еще одна страсть – лошади. Теодор был прекрасным наездником, знатоком лошадей и любителем лихих скачек. Эта страсть не могла не отразиться на живописи Жерико.

 

Первые картины

 

Картина Теодоа Жерико «Портрет господина Д. на лошади» (1812)фотоНаконец, однажды в Салоне появилась картина «Портрет господина Д. на лошади» (1812). Она была подписана никому еще не известным именем – Теодор Жерико. На ней был изображен французский офицер наполеоновской армии на разгоряченном вздыбленном коне. Он рвался в атаку. С удивлением и растерянным неудовольствием рассматривали новое произведение те любители живописи, что привыкли к классическому рисунку. В картине Жерико читалась бурная динамика, горячий темперамент, раскрепощенность чувств. Это интриговало и притягивало взгляд.

 

Жак Луи Давид, глава классической французской школы, пораженный картиной Жерико, в оцепенении остановился перед ней, а потом произнес: «Что это? Откуда? Мне незнакома эта кисть». Стало понятно, что перед зрителем не просто традиционный конный портрет, а рождение новой исторической живописи. Главной фигурой истории становился не император, а безымянный капитан, солдат, опаленный войной, собирательный образ воина, ставшей орудием глобальных исторических событий того времени.

 

Французский историк романтического периода Жюль Мешле назвал Жерико при упоминании первой картины художника «сильным и суровым гением», который сотворил образ целой Империи 1812 года. Жерико выступил в роли судьи: это война и – никакой идеи. Художник принял на себя тяжелую и ответственную миссию судьи истории. Для живописца такая позиция означала, что от него либо отвернутся и перестанут замечать, либо обрушат в его адрес поток нелицеприятной критики, находя в его полотнах профессиональные недостатки. Так и вышло.

 

Когда, спустя два года, он выставил свою новую картину «Раненный кирасир, покидающий поле боя», она была принята подчеркнуто холодно. Волнение, боль и тоска, выраженные в картине, - это то, что сопутствовало краху наполеоновской армии, величию самого императора. Такая позиция не могла понравиться завсегдатаям Салона.

 

Зрелость

 

Теодор Жерико Ловля дикой лошади фотоНо Жерико пошел дальше. Он не пожелал быть пассивным наблюдателем, а вступил в отряд мушкетеров, чтобы охранять Людовика Восемнадцатого, скрывавшегося от Наполеона. Потом (1816) уехал в Италию изучать античность. Там он задумал картину о скачках, которые традиционно проводятся в Риме на карнавалах. В скачках участвуют неоседланные лошади. Это, конечно, была древняя классическая тема: единоборство человека и животного, их страсть и единый порыв.

 

Жерико сделал несколько эскизов, среди которых наиболее интересный – «Ловля дикой лошади», где красивые полуобнаженные юноши пытаются укротить разгоряченного коня. Группа на картине уникальна тем, что в ней волшебным образом соединяются классика и романтизм. Целиком картину о скачках Жерико не закончил.

 

«Плот «Медузы» (1819)

 

Теодор Жерико картина Плот медузы фотоПосле возвращения из Италии Жерико нашел новую тему для своей картины, которую назвал «Плот «Медузы». Фрегат «Медуза» потерпел крушение, в результате которого много людей погибло, а 15 человек, оставшихся в живых двенадцать дней носило по океану без пищи и воды, пока не появился вдали бриг «Аргус», спасший уже потерявших надежду людей. На своем полотне Жерико запечатлел именно этот момент. Публика была знакома с историей «Медузы». И ей было понятно, что Жерико изобразил не буйство морской стихии, а эгоистическую стихию человеческих отношений, когда люди, в экстремальной ситуации истребляют друг друга ради собственного выживания.

 

Критики не одобрили картину Жерико. И только много позже нашелся-таки критик, который дал серьезную оценку творчеству Жерико. Это был Шарль Клеман – автор первой книги об удивительном художнике Теодоре Жерико. Именно он увидел в полотне идеи сострадания, солидарности и человечности.

 

В Англии

 

Теодор Жерико Портрет сумасшедшей фотоПосле неудачи с «Плотом «Медузы» Жерико уехал в Англию. Там он освоил технику литографии, сделал несколько работ в этом стиле. И снова о человечности творчества Жерико: в Англии он написал несколько портретов сумасшедших, в которых прочитываются глубокие размышления автора о судьбах людей и о времени, которое ведет человека к разрыву с реальностью. По существу, он как бы утверждает, что сумасшествие – это бунт человека против жестокой реальности.

 

Теодор пишет пейзажи, работает над колористикой и психологизацией концепции, углублением во внутренний мир человека. Все это предвещало миру великие картины могучего таланта. Случайная травма (упал с лошади) и тяжелая мучительная болезнь оборвали жизнь многообещающего гения живописи Теодора Жерико в 1824 году.

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История

   
яндекс.ћетрика