У войны не детское лицо (изображение военного детства в литературе)
Каждый год становится всё меньше и меньше тех, кто имел непосредственное отношение к военным действиям, тех, кто участвовал в боях, трудился на благо Победы в тылу. Но живы ещё другие свидетели войны, кто в военные годы были детьми, нашими сверстниками.
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
Цель исследования: проследить, как изображают жизнь детей и подростков в военное время писатели в произведениях о Великой Отечественной войне.
Для того чтобы достичь поставленной цели, мне необходимо было решить следующие задачи:
1. Познакомиться с произведениями писателей о Великой Отечественной войне.
2. Посмотреть жизнь детей во время Великой Отечественной войны по следующим критериям: внешний вид (портрет), отношение к жизни, поведение, одежда и питание, отношения с взрослыми.
3. Составить сравнительную таблицу.
Объект исследования: дети и подростки в произведениях о Великой Отечественной войне.
Предмет исследования: изображение военного детства в произведениях о Великой Отечественной войне.
Методы: наблюдение, сравнение, анализ.
Гипотеза: я предположил, что дети и подростки во время Великой Отечественной войны переносили все тяготы военного времени: голод, холод, непосильный труд, воевали, учились.
Практическая значимость: результаты данного исследования могут быть использованы на уроках литературы, классных часах.
Актуальность данной работы состоит в том, что в 2015 году исполнилось 70 лет Победы в Великой Отечественной войне, а изучение жизни детей и подростков во время Великой Отечественной войны поможет глубже понять литературу, позволит обучающимся расширить кругозор и систематизировать свои знания о писателях, посвятивших свои произведения детям войны.
Новизной работы является предложенный нами сопоставительный анализ произведений, в которых изображено военное детство.
В исследовании мы обратились к произведениям, в которых описана жизнь детей и подростков во время Великой Отечественной войны: Ю. Шишов «Трудный день Васьки Грачева», В. Богомолов «Иван», Г. Михасенко «Кандаурские мальчишки», В. Астафьев «Где-то гремит война».
В этих произведениях показаны переживания, мысли, чувства детей, которым пришлось очень быстро повзрослеть, переносить все тяготы и испытания военного времени, трудиться в тылу и нести службу на боевых рубежах.
Автор: Обрубов Семён, 7 класс МБОУ «СОШ № 20», г. Тулун
Руководитель: Войлошникова Елена Брониславовна, учитель русского языка и литературы
По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.