Полудница
Содержание:
Полудница – это персонаж славянской мифологии и фольклора.
Относится к низшим богиням в славянском пантеоне и представляет собою дух, который любит проказы.
↑ Происхождение
Полудница является родной сестрой Зари-Зареницы, Купальницы, Вечерки. В зависимости от регионов могла иметь общие черты или даже смешиваться с другими мифологическими созданиями, связанными с сезонами или погодой, среди них: русалки, вихри, сезонный демон, солярный дух и т. д.
Считается, что полудница охотится на людей, которые работают в полдень. Славяне с давних времен считали полдень временем для отдыха, и потому все кто работал, мог навлечь на себя гнев духа. Если сравнивать с современными мерками, полудница, нечто вроде солнечного удара, который легко можно получить в самое жаркое время дня в поле.
Если в полдень встретить полудницу, то она начинает задавать загадки. Всех кто отвечает правильно, она отпускает, а тех, кто ошибается – щекочет до полусмерти. Беременным женщинам или маленьким деткам лучше не оставаться в поле в одиночку, так как полудница не переносит их на дух и может навредить или даже подменить младенца на своего собственного.
↑ Имя и упоминания в фольклоре
Имя ее является персонифицированным названием полдня. Это время считалось опасным для человека, отсюда и появился миф о полуднице. В разных источниках встречаются особенные наименования персонажа. Как правило, это искаженные от полдня: полудница, полуденица, болудница. Другие ее имена связаны либо с местами ее появления: ржаница, ржица, либо с приписываемыми ей атрибутами: сковородница, серп, серповница.
Кроме того, ее нередко называли «белой женой» или «солнечной девой» приравнивая к духам жары, солнца, засухи. В фольклоре упоминается довольно часто. Это либо простые поверья, либо сказки. Главная роль полудницы в них – напугать детей, чтобы те не ходили в поле в полдень и вели себя примерно. Интересно, что в северорусских поверьях она была разновидностью русалки и называлась «полевой русалкой».
↑ Облик
Полудница имела несколько обликов. В зависимости от региона и народа она могла изображаться в виде парня, девушки или старухи. Парень или девушка, как правило, имели прозрачные одежды, а старуха описывалась в старых одеждах или лохмотьях. Также неоднозначным является сам человеческий облик духа.
В некоторых рассказах у него и руки и ноги и голова – все, как и у человека, в других вместо ног – копыта. Есть упоминания о ней, как о небольшом существе, грациозном, как кошка, но когда встанет – превращается в большую косматую девушку.
Атрибуты ее в каждом поверье или сказке также различаются. Ее изображают либо с косой, либо с серпом, бывает и с посохом, если это старуха. Иногда атрибута и вовсе нет, а вместо него просто длинные руки с острыми когтями. Место обитания ее было неизвестно, но люди знали, что чаще всего она появляется летом на ржаных полях, а наибольшую силу обретает во время жатвы.
↑ Чем еще знаменита?
Дух известен своей любовью к пакостям, которые она устраивает путникам и рабочим. Это не только ее основная деятельность, но и любимое занятие. Не только во время полудня, хотя именно в это время ее чаще всего можно увидеть, она может навлекать на рабочих и прохожих морок, галлюцинации, или просто сбивать их с пути, чтобы те заблудились.
↑ Как с ней бороться
- Чтобы избежать гнева полудницы люди придумывали простые правила. Одно из них просто не выходить на улицу в полдень. В это время можно было есть, отдыхать, играть – заниматься чем угодно, но не работать.
- В некоторых славянских регионах духа так сильно боялись, что были даже придуманы праздники в самые опасные дни лета, когда ее сила набирала полную мощь. Праздники эти длились несколько дней, в них никто не работал, а назывались они просто – Заповеди. Считалось, что если полудница таки нашла человека, ее можно избежать, повалившись на землю.