Летела с фронта похоронка... (о солдате Великой Отечественной войны А.Ф. Коморникове)
Во время Великой Отечественной войны мои родственники жили в деревнях Седаново и Владимировка Братского района и трудились в колхозах.
В своей книге "От бурлака до председателя колхоза" И.П. Антипин написал: "Старики, которых сейчас уже нет в живых, отдали последние силы на укрепление колхоза. Такие как... Погодаев Гаврила Герасимович".
Мой прапрадед по линии прабабушки, работал в колхозе "Успех " в Седаново. На странице моего родственника Виктора Погодаева я нашла фото прапрадеда и прапрабабушки с подписями: "Дед Гаврила, 1884-1955, 71 год. Баба Домна, 1988-1972, 84 года". Благодаря этому, я смогла выяснить, что во время войны моему прапрадеду было 57-61 год, и он работал в колхозе. Там же работала прапрабабушка Домна и их дети - Анна, Петр и Георгий.
По словам И.П. Антипина: «Колхозники переносили самые ответственные работы. В войну работали на лесозаготовках, возили грузы на дальние расстояния в зимние морозы, убирали урожай, работали на сенокосе, пахали землю на лошадях, молотили хлеб на конных молотилках, ухаживали за лошадьми в зимнее время и за свиньями. Доярки доили коров вручную, все заготавливали дрова для ферм: для сушки хлеба в ригах на току, для школы, больницы и для локомобиля, который обслуживал все механизмы. Женщины косили сено, молотили хлеб, мяли куделю для мешков и для верёвок к увязу возов, пряли, ткали холсты для мешкотары. Все перечислить невозможно, что этим людям пришлось вынести на своих плечах».
А еще один сын, Александр Гаврилович, активный комсомолец и борец с кулацким бандитизмом, ушел на войну в первые дни, служил политруком лыжного истребительного батальона, действовавшего на оккупированной фашистами территории. После очередной боевой операции, батальон выходил к своим и нарвался на засаду. Политрук был ранен в обе ноги, а так как раненых было много, его было решено оставить на одном хуторе. Сын хозяйки хутора, служивший немцам, предал Александра, так тот попал в плен. Ему пришлось пройти долгий путь до возвращения домой: немецкий концлагерь под Дюссельдорфом, где он занимался подпольной работой, американский плен. После освобождения из плена, ему вернули офицерское звание, награды, он служил в Германии до 1947 г.
Это то, что касается седановских родственников, а владимирские - Коморниковы Фирс Иннокентьевич и Татьяна Михайловна. Фирс Иннокентьевич был 1876 г.р. В 1941 г., когда сына Алексея в августе призвали в армию, он вскоре умер в возрасте 75 лет. А Татьяна Михайловна, 1883 г.р., работала вместе со всеми в колхозе, выполняла все определяемые ей работы. Их невестка Валентина Гавриловна (Погодаева) тоже работала в колхозе. В деревне работали все, от мала до велика. Старшие трудились в колхозе, младшие – дома на хозяйстве. Занимались скотоводством, ловили рыбу на Ангаре, сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Растили лен, коноплю, их мяли, трепали, пряли, ткали, из этого делали себе одежду. Зимой женщин отправляли на лесозаготовки, они заготавливали дрова. Изо дня в день - тяжелый труд, но своим трудом каждый из них по-своему приближал Победу.
Мой прадед Алексей Фирсович Коморников родился в 1915 г. в д. Владимировка Братского района. Семья была зажиточной, середняцкой, в семье было шесть детей: Иннокентий, Василий, Алексей, Марина, Фёкла, Арина. Семья была дружной, вместе выполняли все работы. Отец Фирс Иннокентьевич с сыновьями работал в поле, выполняли разную мужскую работу. Мать Татьяна Михайловна с дочерьми вели домашнее хозяйство: варили, пряли, ткали, вязали, вышивали. Дети учились в школе, Алексей получил начальное образование.
О дальнейших событиях во Владимировке я прочитала в книге И.П. Антипина: "В январе 1930 г. стали организовываться в коммуну. В коммуну должны были войти, влиться четыре населенных пункта - Седаново, Подъеланка, Аникино и Владимировка". Но коммуна просуществовала не долго, в апреле, после опубликования статьи И.В. Сталина "Головокружение от успехов", крестьяне вышли из нее. В каждой деревне позднее были созданы колхозы, во Владимировке он назывался - им. Буденного. Семья Коморниковых вступила в колхоз.
Перед войной молодой Алексей Фирсович женился, жену выбрал из соседней деревни Седаново. Валентина Гавриловна была из многодетной и тоже очень дружной семьи Погодаевых, в семье было восемь детей, Валентина - старшая. До войны в молодой семье родился сын Михаил. С началом Великой Отечественной войны жизнь всех селян изменилась. Мой прадед был призван в армию в августе 1941 г., некоторое время он находился в Иркутске, затем был отправлен в г. Улан-Удэ. Окончил школу сержантов, в декабре 1941 г. принял присягу и в звании младшего сержанта был отправлен на фронт.
В это время шло знаменитое контрнаступление под Москвой. Прадед вспоминал: "До самой передовой шли пешеходным маршем, так как железная дорога была разбита. Прибыли в сожженное село, в котором стояли одни печные трубы. В этом селе меня как младшего командира, со своим (пулеметным) отделением (2 бойцов) направили в ночь, в оборону, сменили только на третьи сутки. Потом получили приказ: "В наступление!" Морозы в ту зиму стояли страшные. Своим детям прадед рассказывал, то рукавицы у них леденели, и невозможно было не пулемет с предохранителя снять, ни нажать на спусковой крючок. Иногда удавалось заскочить на полевую кухню, погреть руки о котлы, и, снова на передовую.
Однажды их рота во главе со старшим лейтенантом ночью стала пробираться в село, в котором находились немцы. Когда вышли из леса, командир роты приказал каждому взводу наметить ориентиры, чтобы взять правильное направление. Когда подошли к селу, немцы открыли огонь. Связь была нарушена, разведка не вернулась, поэтому пришлось отступить. На следующий день опять пошли в наступление, и так каждый день. По этим безыскусным воспоминаниям простого солдата представляется страшная правда войны. "Мне было приказано продвигаться со своим взводом вперед, - рассказывал Алексей Фирсович, - над нами свистели пули. Тут одна из пуль настигла и меня. Пуля попала в левую руку, раздробила локоть. Помню жгучую боль, потом был в госпитале четыре месяца и был комиссован по месту жительств в Братский район".
В том наступлении потери были огромные. Не найдя прадеда среди живых, командир батальона посчитал его погибшим, внес его имя в список погибших и направил родным похоронку. На сайте МО "Память народа" я нашла документ - списки погибших в тот день 10 марта 1942 г., мой прадед числится там под № 549. На другом сайте МО ОДБ "Мемориал" сведения о моем прадеде следующие: Коморников Алексей Фирсович, 1915, Братский район, Иркутская область, в/ч 4000 97 с/д, убит, 10.03.1942, Смоленская обл., Сухиничский р-он, д. Выселки.
Когда в деревню пришла похоронка у всех родственников был шок, много слез, но все равно где-то теплилась надежда, а вдруг жив? Тогда так надеялись многие. В семье часто описывали картину. Жена Валентина Гавриловна с соседкой сидят, плачут, каждая оплакивает свое горе. Вдруг открывается дверь, заходит Алексей с перебинтованной рукой и с порога говорит: "Здравствуйте, женщины!" А женщины после этих слов упали в обморок. В общем, "сюрприз" удался. Отдыхать долго прадеду не удалось, вскоре его избрали председателем колхоза, пришлось председательствовать тяжелые два военных года - 1943-44.
Дед рассказал мне: "Мой отец был справедливым и очень работящим человеком. Когда работал председателем колхоза, ничего не пускал на самотек, обойдет весь колхоз и все проверит. В то же время был очень требовательным. А в колхозе одни женщины да старики. Плуги и другой инвентарь были в плохом состоянии, так он сам ремонтировал, насколько мог, одной рукой и стариков привлекал к ремонту. Отца все женщины любили, он играл на гармони, которую привез с войны, очень хорошая была гармонь, и любил плясать. Вот так и работал: и заставлял, и веселил. Научился одной рукой косить и выполнять разные работы".
Один эпизод из рассказов отца деду особенно запомнился: "В первую для отца посевную в 43-ем году он столкнулся с проблемой. Нужно было перед посевом протравить семена, а протравителя не оказалось. Районный центр Братск находился в 150 км по тайге. Отец за неделю сумел добраться на лошади до Братска и вернуться с протравителем. Тем самым спас посевную и себя самого. За срыв посевной ему грозили, что объявят "врагом народа".
Несмотря на то, что Алексею Фирсовичу установили пожизненную группу инвалидности и определили небольшую пенсию, он продолжал работать в колхозе, и работал до старости - сначала во Владимировке, а после переселения из зоны затопления - в новой Подъеланке. Его супруга - моя прабабушка Валентина Гавриловна - тоже всю жизнь проработала в колхозе, она была награждена медалью "Ветеран труда".
О том, что был за человек, мой прадед, мне рассказала учитель МОУ "Подъеланская СОШ" Говорина Надежда Николаевна: "Познакомились мы летом 1981 г. Жил Алексей Фирсович с Валентиной Гавриловной по улице Новоселов, я жила по соседству с ними. Были они уже людьми пожилыми, в возрасте, изрядно уже за 60, ближе к 70 годам. Что было поразительно, у них была очень ухоженная усадьба с аккуратной оградой. Небольшая стеклянная теплица была полна крупными красивыми плодами. Грядки были ровные, очень аккуратные. Веранда покрашена, а в доме - хрустящая чистота. О войне Алексей Фирсович не любил вспоминать, дружил с Шаманскими Георгием Ивановичем и Романом Ивановичем. От него шло ощущение тепла, очень хороший был человек, очень доброжелательный".
Сохранились награды моего прадеда, их немного, все они очень важны для меня: 1. Юбилейный орден Отечественной войны I ст., 1985 г. 2. Медаль "XX лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1965 г. 3. Медаль "XXX лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1975 г. 4. Медаль "40 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1985 г. 5. Медаль "50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 1995 г. 6. Медаль Жукова, 1996 г. (Фото 14) 7. Медаль "60 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", 2005 г. Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.", к сожалению, не сохранилась, но на сайте МО "Память народа" я нашла информацию об этой награде и сопроводительный документ. Алексей Фирсович и Валентина Гавриловна прожили в любви и согласии 61 год, у них родилось пять детей: Михаил, Галина, Петр, Иннокентий, Иван: 14 внуков и 19 правнуков. Мой прадед Коморников Алексей Фирсович оставил после себя добрую и благодарную память. Я горжусь своими предками - и, теми, кто воевал, и, теми, кто трудился в тылу, потому что я поняла: Победу делали простые люди, такие как мои родственники.
Автор: Коморникова Диана, 8 класс МОУ «Седановская СОШ»
Руководитель: Беляева Наталья Кузьминична, учитель истории и обществознания
По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.