5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Исторические фильмы: накануне и в годы войны

Исторические фильмы: накануне и в годы войныВеликая Отечественная война...  Вопреки крылатому выражению, музы в военные годы не молчали. Люди искусства, произведения художественной культуры внесли свой вклад в победу над врагом. Цель моей работы – определение роли советского кинематографа в формировании чувства единства, патриотизма, преданности Отечеству в предвоенную эпоху и годы войны.

 

После революционных событий 1917 года, когда советское руководство пришло к власти, в нашем государстве были упразднены многие атрибуты царской власти, а также ордена и медали в честь великих русский полководцев, отменены, привычные нам, военные звания и погоны, но главное, были переписаны учебники истории и из памяти народа старательно стирались подвиги русских героев, полководцев, которые принадлежали к дворянству, а то и вовсе были княжеского или царского рода. Так, пытались предать забвению Петра Великого, Александра Невского, Александра Васильевича Суворова и многих других видных исторических деятелей. Естественной и актуальной для новой власти стала революционная тематика, «Кинолениниана», главными героями – полководцы гражданской войны. Затем утвердилась тема социалистического строительства, воспитания нового человека. Однако угроза войны с империалистическим миром существовала на протяжении всей истории социалистического государства.

 

Появление в начале 30-х годов нового страшного врага - гитлеровской Германии - заставило руководителей партии, государства, подчиненной им культуры, вспомнить о героях прошлого, ведь, чтобы быть настоящим патриотом своей Родины, нужно гордиться ею и любить ее, а как это сделать, если история нашего народа была забыта? Чем гордиться и за что любить свою страну? За что в будущем идти на смерть? Все эти и многие другие вопросы предстояло решить советскому руководству и лично Иосифу Виссарионовичу Сталину.

 

Сталин, полемизируя с Д.Бедным, говорил, что поэт «…представлял себе исторические перспективы неправильно. Когда мы передвигали памятник Минину и Пожарскому ближе к храму Василия Блаженного, Демьян Бедный протестовал и писал о том, что памятник надо вообще выбросить и вообще надо забыть о Минине и Пожарском. В ответ на это письмо я назвал его «Иваном, не помнящим своего родства». Историю мы выбрасывать не можем...» [1].

 

Стало понятно, что на одном пролетарском интернационализме войну не выиграешь. Пришедшая к власти в Германии национал-социалистическая партия именовала себя рабочей. И многие из советских людей до войны и даже в ее начале верили, что немецкие пролетарии восстанут, если Гитлер начнет войну с СССР. Люди зрелые, воевавшие в «германскую», понимали, что так вряд ли будет. Не было наивным и руководство партии и государства. Наконец они вспомнили о тех великих людях, которые в свое время доблестно защищали нашу страну. А напомнить о них решили с помощью современного способа - кинематографа. Завет В.И. Ленина «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!» помнили хорошо.

 

И вот, непосредственно перед войной, вышло несколько художественных кинофильмов, которые рассказывали нам о русских исторических деятелях – полководцах: «Петр Первый» режиссера В. Петрова (1937, 1938), «Александр Невский» С. Эйзенштейна (1938), «Минин и Пожарский» и «Суворов» В. Пудовкина (1939, 1940). Работа над историческими фильмами продолжилась и в годы войны. В 1943 году вышла лента «Кутузов» В. Петрова, в январе 1945 года состоялась премьера первой серии «Ивана Грозного» (С. Эйзенштейн), уже после войны в 1946 году В. Пудовкин фильмом «Адмирал Нахимов» завершил свою историческую «трилогию». Итак, причина интереса к историческому кино у руководства страной и у народа понятна.

 

Интересно, что и в Третьем Рейхе понимали значение исторического кино. Так, в 1940 году вышел «Великий король» о Фридрихе II, а в 1945 году - «Кольберг» об обороне этого города от наполеоновских войск.

 

Какими же приемами сценаристам, режиссерам, актерам удалось добиться небывалого успеха своих творений - успеха широкой публики, у руководства страны и, в первую очередь, у И.В. Сталина? Как они смогли сочетать национальное патриотическое чувство с господствующей идеологией?

 

В преддверии надвигавшейся войны с Гитлером советское правительство заказало опальному режиссеру Сергею Эйзенштейну снять кинокартину об Александре Невском. Музыку для фильма написал Сергей Прокофьев, а на главные роли были приглашены звезды первой величины. Музыкальные материалы Прокофьев объединил в кантату «Александр Невский».

 

Эйзенштейн писал: «Патриотизм - наша тема» - стояло неуклонно передо мною и перед всем творческим коллективом во время съемок, во время озвучивания, во время монтажа. Читая одновременно летописи XIII века и газеты сегодняшнего дня, теряешь ощущение разницы времени, ибо тот кровавый ужас, который в XIII веке сеяли рыцарские ордена завоевателей, почти не отличается от того, что делается сейчас в некоторых странах мира» [2] .

 

Историко-биографический кинофильм повествует нам о великом русском полководце князе Александре Ярославиче Невском. Итак, главный герой - русский полководец, князь. Тоже можно отметить и по поводу других фильмов, уже из названия мы знаем, кто герой – полководец, флотоводец, царь (но в первую очередь, полководец). Адмирал Нахимов, фельдмаршал, Кутузов, генералиссимус Суворов, князь Пожарский и гражданин Минин, единственный представитель простого народа - мясник.

 

Все герои - патриоты своего Отечества, свои полководческие таланты, обратившие на благо ему. Они проявляют себя и в дни блестящих побед, и в тяжелые для России периоды. Александр громит псов-рыцарей, но смиряется с ордынским гнетом; князь Пожарский видит разоренную страну, пожар Москвы, но вместе с Мининым и ополченцами гонит с русской земли гетмана Ходкевича; царь Петр бежит из-под Нарвы, выигрывает у шведов решающие баталии; Кутузов продолжает отступление русской армии, сдает Москву, но побеждает Наполеона; Нахимов одерживает победу над турецким флотом при Синопе, но вынужден согласиться на затопление своих кораблей.

 

Не менее важным героем является русский народ: вольнолюбивые новгородцы и нижегородцы, солдаты и матросы. Именно они готовы отдать за Родину жизнь. Им свойственны мужество, смекалка, они могут отпустить острое словцо. Они любят и уважают своего полководца, готовы идти за ним в огонь и в воду. Это единство подчеркивается во всех фильмах. Это, несомненно, соответствовало и «мнению народному» и требованиям «сверху». Разумеется, это только общая схема. Неоднозначно показан народ в картине «Петр Первый», это не только бравые солдаты, матросы, тульские оружейники - надежная опора царя-реформатора, но и казаки-разбойники, и раскольники, противостоящие произволу начальства, а, следовательно, и петровским порядкам. Да и сам Петр из всех названных героев самый противоречивый, обладающий нет только положительными чертами характера, но и весьма отрицательными.

 

Наряду с героем и народом, выделяется группа близких герою людей: княжеские дружинники и предводители новгородского ополчения, «птенцы гнезда Петрова», «князь Пётра» Багратион и другие генералы и офицеры из окружения Суворова и Кутузова, товарищи адмиралы и морские офицеры. Расположение создателей фильма и зрителей по отношению к главному герою распространяется и на них. В фильмах «Александр Невский» и «Минин и Пожарский» эти персонажи практически не отделимы от остальных воинов.

 

В фильмах, где герой не является монархом или, когда российский трон пустовал («Минин и Пожарский»), авторы должны были определить свое отношение к царствующим особам. Отношение к Александру I можно определить, как относительно нейтральное, к Николаю I - враждебно нейтральное. В отношении Павла I авторы не скупятся на сатирические характеристики. Император показан деспотом, самодуром, истеричным, подозрительным человеком.

 

Окружение императоров (придворные, генералы), как правило, враждебно герою, мешает ему, а стране, народу наносит вред. Особенно из этой среды колоритно и карикатурно изображен граф Аракчеев, изображен как враг Суворова, лжец, льстец. Не вызывает симпатий и командующий русскими войсками в Крыму Меншиков, чьи бездарность и бездействие пагубно отразились на судьбе Севастополя. То же можно сказать и о некоторых царских генералах, не веривших в гений Кутузова, интриговавших против него. Это не касается Барклая де Толли, хотя формально он по положению близок подобным деятелям (военный министр, доверенный царя, непопулярен среди солдат и офицерства). Однако его роль в фильме гораздо сложнее и по значимости он может быть поставлен вторым после фельдмаршала.

 

Во всех фильмах есть персонажи, враждебные герою и народу, несмотря на то, что они русские. В фильме «Александр Невский» - это предатели-бояре и таинственный монах. В фильме «Минин и Пожарский» присутствуют те же бояре-изменники, бессовестный стольник Орлов, да и один из предводителей казаков Первого ополчения Иван Заруцкий не предупреждает Пожарского о готовящемся на него покушении. В картине «Петр Первый» - это не только гетман Мазепа и царевич Алексей и его сторонники, но и косные бояре Буйносовы, пассивно сопротивляющиеся реформам царя.

 

Итак, национально патриотический аспект: полководец и народ, с одной стороны, бояре, царедворцы, с другой. Главный герой выражает интересы и волю всего народа, а не своего класса, сословия. А предатели, как правило, бояре. В этом отразился классовый аспект. Но это лишь схема, главное, что эти фильмы были действительно созданы на самом высоком художественном уровне и были необходимы в тяжелые годы войны, интересны они и в наши дни всем, кто любит родную историю и культуру.

 

Используемая литература: 1. Беседа Сталина с Эйзенштейном и Черкасовым по поводу фильма"Иван Грозный" 26 февраля 1947 г. // Российская газета, 25.01.2012. - № 5687. 2. Юренев Р.Н. Эйзенштейн в воспоминаниях современников// litresp.ru/chitat/ru/Ю/yurenev-rostislav-nikolaevich/ejzenshtejn.

 

Бухарова Екатерина, 11 класс МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс» г. Усть-Илимск

Руководитель: Гуляев Виктор Матвеевич, учитель истории

 

По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История