АлСИБ – трасса мужества
Ровно через два дня после нападения фашистской Германии на Советский Союз, 24 июня 1941 года, президент США Ф. Рузвельт высказался за поддержку СССР как морально, так и материально. Уже 29 июня нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов телеграммой дает поручение послу СССР в Соединенных Штатах К.А. Уманскому. Через три дня Уманский в обстоятельной телеграмме на имя Сталина излагал содержание беседы с президентом США, состоявшейся 1 августа 1941. Обещал выяснить и решить вопрос о доставке самолетов.
Таким образом, в июле 1941 года Государственный комитет обороны принимает решение о строительстве воздушной трассы особого назначения Красноярск–Уэлькаль, впоследствии именуемой «Трасса Аляска–Сибирь». Группу специалистов по изысканиям трассы и подготовительным работам возглавил Герой Советского Союза, известный полярный летчик Василий Степанович Молоков. В советском варианте маршрут от Берингова пролива был прочерчен практически по линейке — через Чукотку и Якутию до Красноярска.
Комфорта и уюта на всей протяженности трассы советским летчикам никто обеспечивать не собирался. Протяженность трассы составила 6306 км: от Фербенкса на Аляске, через Берингов пролив, Уэлькаль на Чукотке, Сеймчан на Колыме, Якутск, через полюс холода в районе Оймякона, Киренск в Иркутской области и до Красноярска. В ноябре 1941 года на уже имеющихся аэродромах начались строительные работы. В Красноярске удлинили две бетонные взлетно-посадочные полосы, сделали рулежные дорожки, оборудовали самолетные стоянки. В Якутске, где взлетно-посадочная полоса была дерновая, сооружали дополнительные здания. В 1942 году развернулось строительство базовых аэродромов в Киренске, Сеймчане и Уэлькале, а также промежуточных и запасных – в Алдане, Олекминске, Оймяконе в Якутии, Берелехе на Колыме и Марково на Чукотке. Строили организации Наркомата обороны и Дальстроя НКВД, то есть заключенные. По словам начальника трассы Ильи Павловича Мазурука в мирное время для ее строительства потребовалось бы пять лет. Но уже 16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов. С Аляски через Сибирь наше летчики перегоняли усовершенствованные истребители «Кингкобра», транспортные «Дугласы», тренировочные «Тексаны», бомбардировщики «Митчелл», «Бостон», транспортные самолеты Си – 47 и некоторые другие. За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й перегоночной дивизии в трудных условиях севера, рискуя жизнью, перегнали по АлСибу 8094 американских самолета.
Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков. Потери за время перегонки составили 81 самолет, чуть больше 1 процента, при этом погибли 115 перегонщиков. В конце августа 1945 года Соединенные Штаты прекратили поставку самолетов в СССР и началось постепенное расформирование трассы. В начале 1946 года перегоночная трасса Аляска-Сибирь прекратила свою деятельность. Тем не менее, хорошо оборудованная и разветвленная, она насчитывала 30 аэропортов и аэродромов в Восточной Сибири и на северо-востоке страны. Поистине неоценимой для нас, явилась помощь США в виде ленд-лиза - передачи взаймы военной техники, оружия, боеприпасов, снаряжения, стратегического сырья и продовольствия. Всего СССР получил материальных ресурсов на сумму 9,8 миллиардов долларов. Эти поставки, безусловно, сыграли важную роль в разгроме общего врага. «Мало кто знает, что военные поставки по ленд-лизу (lend-lease), внаём вовсе не были бесплатны - Россия как правопреемница СССР заплатила последние долги по ним аж в 2006-м году», - пишет историк и публицист Евгений Спицын. В Соединенных Штатах Вторую мировую войну порой называют «хорошей войной», что, например, видно из названия работы известного американский историка С.Теркели: «Хорошая война: устная история Второй мировой войны», в ней он откровенно говорит: «Почти весь мир во время этой войны испытал страшные потрясения, ужасы и был почти уничтожен. Мы же вышли из войны, имея в наличии невероятную технику, орудия труда, рабочую силу и деньги. Для большинства американцев война оказалась забавой… Я не говорю о тех несчастных, которые потеряли своих сыновей и дочерей. Однако для всех остальных это было чертовски хорошее время».
Трасса была не только дорогой для поставки импортной техники, по ней перевозили международных пассажиров и почту. За 1944—1945 гг. по трассе было перевезено 506 т слюды для нужд авиационной промышленности, 40 т ценного металла из Берелеха и Магадана в Красноярск. Таким образом, можно сделать вывод о чрезвычайной важности трассы – это тоже был фронт, фронт не менее опасный, чем настоящий огневой рубеж.
В нашем городе никогда не было ни основного действующего, ни запасного аэродрома, но причастность трассы к истории нашего города все-таки есть – запасной аэродром существовал в селе Больше-Окинское Братского района. Это село попало под затопление в период строительства легендарной Братской ГЭС и на данный момент мы знаем об этом аэродроме только со слов и рукописных воспоминаний Иннокентия Дмитриевича Карпова, уроженца с. Больше – Окинское. В те нелегкие времена он был 15-летним подростком, в меру своих возможностей помогавшим взрослым бороться с врагом. Иннокентий Дмитриевич рассказал, что аэродром в селе был построен еще в 1938 году в гражданских целях: обслуживал санитарный, грузовой и пассажирский самолеты. Но с января 1942 г, по приказу главнокомандующего И.В Сталина, началось строительство секретного запасного аэродрома для обслуживания самолетов, перегоняемых по Красноярской воздушной трассе Аляска-Сибирь. Аэродром был расположен на естественном лугу. В одной части аэродрома разместилась радиостанция, во второй отдыхали летчики и обслуживающий аэродром состав. В короткие сроки был построен ангар для ремонта самолетов, так как принимали самолеты, у которых заканчивалось горючее или происходила поломка. Роль запасного аэродрома трудно переоценить, так как условия, в которых проходил перелет, были невыносимыми, против летчиков ополчились и природа, и капризная техника союзников. Самолеты чинили, погода не давала взлетать, из-за метеоусловий приходилось уходить на запасные аэродромы… По воспоминаниям Иннокентия Дмитриевича, аэродром располагался на естественном лугу, в этом месте он хорошо обозреваем с воздуха для летчиков, которые собирались совершить экстренную посадку. За всю историю существования аэродрома на него совершили вынужденную посадку 8 самолетов, все летчики живы. К сожалению, есть и случаи, когда летчики не долетали до запасного аэродрома и разбивались по разным причинам, в районе села Больше-Окинское, г.Киренск и г.Усть-Кут найдено 4 разбившихся самолета, останки летчиков опознаны поисковыми отрядами, захоронены, установлены могильные плиты на местах крушения в память об их героическом подвиге. Личные вещи пилотов по возможности всегда передавались родственникам.
В год 70-летия победы старая трасса снова приняла летчиков. В июле 2015 г. был совершен перелет по историческому маршруту на самолетах времен Второй мировой войны АT-6 Texan и Douglas C-47 Skytrain, за штурвалами которых были летчики «Русавиа» и американского авиационно-исторического общества Bravo 369. На пути от Грейт-Фоллс до Красноярска они сделали11 остановок, после чего самолеты отправились в Москву. По всей трассе с высоты птичьего полета до сих пор можно увидеть останки самолетов в непроходимых болотах и тайге, они, как обелиски, остались лежать на сопках вместе с безымянными героями. Свою миссию трасса выполнила, но мы должны помнить, что вся история АлСиба - это история героизма его строителей и тех, кто выполнял работу по перевозкам грузов.
Список источников и литературы 1. Горбунова Л. И., Кутаков Е. В., Шкарев Н. Ф.. Небо без границ: очерки, воспоминания. — Красноярск: Русская энциклопедия, 1995. — 349 с. 2. Негенбля И. Е. Аляска – Сибирь: Над тундрой и тайгой: [фотоальбом]. — Якутск: Бичик, 2005. — 112 с. 3. Мазурук И. П. Полярный круг. Воздушный мост Аляска - Сибирь = Альманах. — М., 1978 4. Воздушная трасса «Красноярск – Уэлькаль»: вчера, сегодня, завтра: материалы науч.-практ. конф. — Красноярск, 2007. — 121 с. 5. Скрябиков «Авиатрасса – «Аляска- Сибирь»// «Приилимья» от 19 сентября 2000г. 6. Воспоминания перегонщика Лейфмана М.А.
Автор: Бибанаева Анна, 7 класс, МБОУ «СОШ №42», г. Братск Руководитель: Крапивина Марина Вячеславовна
По материалам XVII Всероссийской научно-практической конференции школьников "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!", г. Усть-Илимск, 2016 г.