5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Аблайкит.Путешествия по Казахстану

На территории Казахстана находится большое количество археологических объектов джунгар (ойратов), что свидетельствует о длительности пребывания их на расселенных территориях. Одним из таких объектов является крепость

 
Аблайкит (или Аблаинкит, или Абылаинкит, или Аблайхиит, или Аблай-Хит, т.е. монастырь Аблая) находился в 85 км от Усть-Каменогорской крепости на равнине, с севера на запад её прикрывали скалы, площадь 200на 126м огорожена крепостным валом и тянется вокруг всего отрога вдоль гор. Общая площадь – 203.470 м2, длина стены по периметру – 2125 м.

Аблаинкит (Аблайкит) Постановлением Совета Министров Каз. ССР №133 от 17 февраля 1949 года принят под охрану государства, как объект с республиканской категорией, зарегистрирован в государственном списке за № 9.

Местность для крепости выбрана очень удачно: отрог гранитных гор, со всех сторон окруженный долинами р.Талды и р.Талды-Булак. Таким образом, крепость господствует над долиной р. Аблакетки, Сибинскими озерами и закрывает путь с Запада в долину Таргына и далее к Иртышу. Обзор просто великолепный: на десятки километров видно всё, как на ладони.
 
Храм и жилые постройки были расположены у подножия и обнесены стеной, которая тянется по вершинам гор. Источником воды было маленькое озеро, расположенное на горе между двух отвесных каменных стен, ширина между скалами около 10 метров, а длина не более 35 метров, дна не видно. Очевидно озеро образуется из снеговой и дождевой воды. Вода кажется черной из – за тени, но если зачерпнуть, то она совершенно прозрачная, чистая, приятная на вкус.
 

 

 

История возникновения крепости


Освоение русскими Сибири, как известно, началось с богатого пушным зверем таежного севера. Непрерывно следуя  по великим сибирским рекам, таким как Обь, Енисей, Лена, Иртыш, трем Тунгускам и другим, они уже к середине XVII столетия достигли Тихого океана.

Не быстро шло присоединение к России южной и гористо – степной хлебопахотной  и скотоводческой Сибири. Здесь первопроходцы, в противоположность тому, что было на Севере, столкнулись с народами, которые долго не признавали над собою власть пришельцев.

Практически сразу после присоединения к России Казанского и Астраханского ханств, а также всего Среднего и Нижнего Поволжья (в 50-х годах XVI века) начался процесс освоения Сибири. Выход в предгорье Алтая и Саяна, в Среднее Прииртышье сблизил границы Московского государства с государственными образованиями монгольских князей, казахов, джунгар (ойратов), которых в дальнейшем начали именовать калмыками. На среднем и верхнем Иртыше русские появились во втором десятилетие XVII столетия после того, как узнали от казаков – землепроходцев о залежах соли, а недостаток  ее ощущался очень сильно.

В «Тобольском летописце» путешественник Байков, шедший в Китай, в 1654 описал построенную калмыцким тайшы Аблаем, крепость Аблайкит. Он рассказывает [№ 1, 2, 3], что строительство началось в 1652-1654 годах сыном известного хана хошоутов – Аблайтайшы.

Затем нача­лись междоусобные войны.

В 1660 г. Аблайкит осаждает Цэцэн – хан (родной брат Аблая), с 1663 по 1665 гг. её захватил и получил власть Сэнгэн, а в 1671 г. Цэцэн убил Сэнгэна и крепость захватил Галдан – Бошухты, который выгнал основателя монастыря не только из крепости, но и из Прииртышья.

Галдан Церен – джунгарский контайши – захватив крепость, наоборот, не тронул при осаде и штурме монастырь: он не мог себе это позволить, т.к. сам имел звание ламы. В ходе междоусобиц монахи покинули свое святилище спешно и смогли взять с собой только наиболее ценное: только самые древние свитки.

Стоит отметить, что Аблайкит являлся не военной крепостью, а лишь монастырем, обнесенным стеной. Главным его назначением было продвижение буддизма в Казахском ханстве.
 

Исследование крепости учёными


Первые достоверные сведения о крепости были получены в ходе дипломатической экспедиции Федора Исаковича Байкова в империю Цин. Федор Байков был очевидцем строительства в долине Беске буддийского монастыря. По его свидетельству, Аблай строил там "город, а про то неведомо доподлинно, каменный ли, или деревянный... а стоит тот город промеж гор каменных". Позднее, с его слов было дано описание крепости и ее внутреннее устройство [№ 1, 2, 3].

Весной 1720 г. лейб-гвардии майор Иван Михайлович Лихарев [№ 4, 5], согласно царскому указу от 18 января 1719 года, возглавил экспедицию. Задача её была поставлена Петром перед майором – строительство крепости на озере Зайсан. Дойдя до места, И.М.Лихарев не нашел там удобного места для крепости, и продолжал путь вверх по Черному Иртышу еще 12 дней. К устью реки Ульбы отряд Лихарева возвратился 12 – 17августа 1720 года. Здесь были начаты работы по сооружению Усть – Каменогорской крепости. По всей видимости, тогда же обнаружил крепость Аблайкит сторожевой разъезд казаков, проходивший неподалеку. Экспедицией Лихарева был сделан план крепости и храма.

Цель, поставленная перед  экспедицией Лихарева, не была достигнута. Он не достиг Яркенда, не узнал о добыче золота, не смог заложить крепость на озере Зайсан, чем вызвал гнев Петра I, направившего И. М. Лихареву недовольное письмо. Но, зная о пристрастии Петра I к "куриозным" находкам и желая хоть как-то задобрить его, майор использовал находки казачьего разъезда. Солдаты были направлены в Аблайкит. Они вывезли оттуда собрание бронзовых статуэток и вместе с  рукописями доставили императору. Расчет Лихарева полностью оправдался. Петр I счел рукописи "драгоценным сокровищем"[№ 4, 5], а статуэтки хранил в своем кабинете, после его смерти они были переданы в Кунсткамеру.

Первый план с описанием Аблайкита, сделан в 1735 году геодезистом Василием Шишковым, посланным в Калбинские горы для разведки полезных ископаемых. С 1737 года план находится в архиве г.Екатеринбурга.

В 1733 году началась подготовка «Второй Камчатской экспедиции», в которой по поручению Академии наук России принял участие Г.Ф.Миллер [№ 6].К сожалению, экспедиция не удалась. Но, не попав на Камчатку, Миллер объездил главнейшие пункты Западной и Восточной Сибири в пределах: Берёзов—Усть – Каменогорск—Нерчинск—Якутск.

В июле 1734 академики Г. Миллер и И.Гмелин, направились из Усть – Каменогорской крепости к развалинам Аблайкитас небольшым отрядом во гла­ве с урядником, который привез оттуда до 1500 листов тангутских и монгольских рукописей и большое количество досок, разрисо­ванных фресками.

Рукописи были черные или голубые с золоты­ми письменами и рисунками и белые с черными и красными буквами. Кроме того, казаки передали Миллеру шесть деревянных таблиц с вырезанными буквами. Рукописей же в крепости осталось так много, «что их едва ли можно было бы увезти на 10 лошадях» [№ 6].

Наиболее полное описание крепости находим у Г. Ф. Миллера:

« ... местность представляет красивую долину, которую c севера и запада замыкают высокие скалы. Скалы же, через которые проведены стены, местами сами заменяют стены, местами доставили камень для сооружения стен, местами окружают озеро, доставлявшее жителям воду; вследствие этого окружность местами похожа на пятиугольник. Самые стены вышиной в 1 1/2 cажени, толщиной 3 1/2 локтя. Ворота южной стороны украшены колоннами из жженого кирпича, на которых, как и на воротах восточных, покоились своды из такого же кирпича, cо временем обрушившиеся. Стены же повсюду сохранились. Входящим через южные ворота тотчас бросаются в глаза два здания, построенные на возвышении, … в виде четырехугольника…» [№ 6].

Таким образом, на пространстве, обнесенном стеной всего три здания:

  • Храм на высоком фундаменте с кирпичными перилами и полом, с пристройкой перед ним. Верх стены и крыша пристройки были деревянные и сгорели при взятии крепости. Окна находились в деревянной части стены. Сам храм был из белого кирпича, имел деревянный верх и крышу из черепицы, покрытую зеленой и голубой глазурью.
  • Второе кирпичное здание, с деревянным вторым этажом, также уничтоженное пожаром, было жилыми кельями монахов-буддистов. Миллер писал, что это был дом лам. Раскопки 2017 года подтвердили его предположение.
  • Наконец, на запад от храма находилось невысокое сооружение явно хозяйственного назначения. Но по результатам раскопок 2017 года мы узнали, что это были гончарная и металлургическая мастерские.
  • Вся свита Аблая, а также и он сам, предпочитали войлочную юрту.
 

Находки археологов.


В фондах Восточно-Казахстанского историко-краеведческого музея хранятся редкие находки с территории крепости: обломки глиняных скульптур и керамики, остатки настенных росписей, фрагменты облицовки и кирпичи, основания колонн, а также джунгарский меч XVII-ro века, древний свиток «дхарани» - санск­ритский текст тибетскими литерами.

Большинство рукописей и книг, привезенных в XVIII веке Г. Миллером, хранится в Ин­ституте востоковедения Российской Академии наук.
Самым уникальным экспо­натом, переданным нашему музею, является фрагмент письма на бересте. Учёные описали находки, найденные Лихаревым в крепости: две статуэтки "цариц или богинь, сидящих на троне в восточных позах"; подсвечник в виде коленопреклоненной фигуры человека; скульптурная группа из всадника, ребенка и священника; "бронзовая лошадь"; "погребальная лампа, конная статуя всадника с лавровым венком на голове, в римской манере"; скульптура "гуся с клювом, движущимся на шарнире, язык из проволоки, издающей звуки"; скульптура "совы", которая представляет собой "сибирский идол, почитаемый и сейчас" [№ 4, 5].

В 2016 году в предхрамовой части найдено большое количество керамики настенной и бытовой: обломки скульптур, колонн, облицовки храма и гончарных изделий; пергаментные свитки религиозного содержания.

В 2017 году в более глубоких слоях были найдены гранитные основания колонн, кельи монахов, предметы быта, ювелирные украшения, орудия труда, металлические элементы одежды и огромная, прекрасно сохранившаяся, голова дракона.


Туристический маршрут на Аблаинкит.


В 2009 году Кущ Галина Александровна – специалист – археолог Восточно – Казахстанского областного краеведческого музея города Усть – Каменогорска впервые провела по этому маршруту учителей историков.

С 2010 года существует туристический маршрут по крепости Аблайкит, по которому учащиеся нашей школы ходят с нашим учителем истории Грохотовой Ириной Олеговной. Мы вместе разрабатывали сам маршрут, изучали содержательную часть экскурсии. Весь изложенный выше материал не просто рассказывается, а привязан к местности. Живейший интерес ребят именно к этому экскурсионному маршруту огромен. Когда из-за скал появляется горное озеро, это вызывает вздох восхищения. А, выйдя на верхний форпост крепости, эмоциональный подъём испытывает каждый.

Использование маршрута идёт для экскурсий по теме «Освободительная борьба казахского народа против джунгарского нашествия в XVII-XVIII веках» по курсам V, VIII, XI классов общеобразовательной школы.

Но наш маршрут теперь станет ещё интереснее.
 
В рамках государственной программы «Культурное наследие» летом 2016-2017 года на крепости Аблайкит проводились археологические раскопки: с местностей снимали топоплан, вели аэрофотосъемку и геосканирование. Курируют работы ведущие археологи страны. Экспедиции работают на Берельских курганах в Катон-Карагайском районе, Шиликтинской долине Зайсанского района, крепости-монастыре Аблайкит Уланского района, памятниках Караунгир Абайского района, Елеке сазы Тарбагатайского района. В раскопках принимают участие палеогенетики из Японии, профессоры и ученые из Великобритании, Турции и Китая, геоархеологи из Италии и Бельгии, представители Российской академии наук. На раскопках присутствовали наблюдатели от ЮНЕСКО: в 2016 году из США, а в 2017 году из Португалии. В целом из 10 стран привлечены 26 специалистов. В 2017 году мы сами участвовали в археологических раскопках. Раскопки будут продолжены в 2018 году. «Перед нами стоит задача не столько обнаружение артефактов для реконструкции, сколько музеефикация и использование потенциала памятников для патриотического воспитания, развития науки и техники, туризма, создания мощного научного центра Казахстана», – отметил ученый, доктор исторических наук, Зейнулла Самашевич Самашев.

Бычков Владимир, археолог, работавший в этом году на крепости, сообщил нам: «Результаты раскопок показали ошеломительные результаты. Было вскрыто более 800 квадратных метров территории. Найдены уникальнейшие вещи, ставшие вещественными доказательствами для научных статей и трудов ученых-археологов. Большинство находок отправлено в Восточно-Казахстанский областной краеведческий музей и в Республиканские фонды. На место буддистского храма приезжал посол Монгольской Народной Республики. Он с благодарностью и большим интересом отнесся к результатам экспедиции, прошел по территории крепости, совершил молитвенно – медитационный обряд перед буддистским храмом».

Мы уверены, что сотрудничество с Областным краеведческим музеем и учёными – археологами поможет в нашей дальнейшей работе по развитию проекта.
 
 

Развитие маршрута по территории Восточного Казахстана


Объекты, на которые мы ещё хотим попасть, Кентский дворец, «Доржинкит» и «Озерный храм». Мы уже изучаем материалы по ним.

  • Кентские горы. В 40 км на юго-восток от Каркаралинска расположен горный массив Кент. Горы Кент - это один из наименее изученных и исхоженных горных массивов в Казахстане. В некоторых ущельях есть укатанные дороги, но большая часть массива не имеет дорог и тропинок. Совершенно дикие, не тронутые цивилизацией места. Так, только в 2010 году у подножья горы Кент нашли захоронение ещё одного Золотого человека, содержащее множество ценностей, в том числе золотые изделия. Захоронение «Талды – 2» относится к одному из шести курганов сакского царя. Также в тех местах есть другие исторические памятники.

  • Городище Кент. В середине Кентских гор есть историко-культурный памятник Бегазы-Дандыбаевской эпохи — поселение бронзового века, которому дали имя Кент.

  • Кызыл-Кентский дворец расположен в ущелье Кызыл-Кениш (Красная сокровищница) на правом берегу одноимённой реки. Хотя с давних пор памятник среди местного населения называется Кыз-Аулие (Святая дева), все исследователи в своих работах его называли Кызыл-Кентский дворец. Археологические раскопки Кызыл-Кентского дворца были начаты в 1985 году. В ходе исследования был полностью раскопан основной дворец с тремя отдельными сооружениями, также могильник, расположенный вокруг памятника, в котором изучены 10 погребений. По своему архитектурному стилю, а также судя по найденным в ходе археологических раскопок находкам, Кызыл-Кентский дворец не характерен для данной местности. Как показало трёхлетнее исследование дворца, он был ламаистским монастырём. По предположению, его мог построить в 40-х годах XVII века хошоутский Хундулен-Убаши или же в первой половине 70-хгодов того столетия Очирту-Цецен-хан, найденные в ходе археологических раскопок дворца, схожи с украшениями ламаистских храмов Монголии, в которых эти элементы широко использовались для отделки фасадов и интерьеров. Результаты исследований убедительно показывают и то, что дворец был жилым очень короткий срок. Отсутствие следов длительного проживания людей, лишь незначительный зольник, крайне малое количество костей животных, а также немногочисленность археологических находок говорит о том, что он так и не был обжит.

  • «Доржинкит» и «Озерный храм».

Теперь о возникновении "Семи – Палат".

Точного времени их построения пока не известно, можно только предполагать. После окончания междоусобной войны в Джунгарии и нового раздела территории между князьями, начался новый этап строительства культовых зданий на ее территории. Так в 1672 году строится храм Учурту Хан Кийд, в 1676 - Бошокту Хан кийд, где-то в этих годах были возведены и "Семь-Палат", возможно тем же ламой –Эрхэ Цорд-жи. Место, где они были построены, выбрано не случайно, оно было известно джунгарам давно, так как на нем возвышался огромный, почти двухметровый камень с человеческим лицом, воздвигнутый еще до джунгарских времен.

Во время посещения развалин Миллером этот камень валялся на земле, разбитый на две части, а около него видна была разрытая могила. Из этой могилы за несколько лет до его приезда было вырыто несколько унций золота. Во время постройки "Семи-Палат" этот камень находился между двумя основными зданиями и, считался у джунгар священным.

Почему эти два храма, "Семь - Палат" и Озерский (Доржинкит), были сооружены рядом друг с другом? Один разрушается, другой сразу же воздвигается.

Для монастырей всегда выбирались людные места: торговые пути, большое скопление народа. Существуют сведения, что храм "Семь - Палат" не был разрушен, а был просто оставлен обитателями в начале 18 века, во время продвижения русских войск в верховья Иртыша.

Весной 1717 года к развалинам была послана военная экспедиция, которая привезла первые сведения о них, а также первые листы с джунгарскими письменами, которые были переданы Петру I, и им же отправлены в Париж для перевода. Разрушение палат ускорилось при постройке рядом с ними маяка с караульной избой и устройством переправы через Иртыш.

Таким образом, "Семь - Палат" просуществовали в своем развитии не более 40 – 45лет, почти столько, сколько и Озерский храм Доржинкит.

Во время посещения академиками Г. Гмелиным Прииртышья, Озерскому храму было в пределах ста лет, и он почти стерся с лица земли, а храму «Семь – Палат» – 60 – 65лет.

7.К вопросусоздания историко – краеведческого комплекса – заповедника «Сибинские озера – крепость «Аблайкит» – Алгабас».

Наша работа – это не только экскурсии, мы думали о проблемах развития туристско – краеведческой работы ВКО.

Мы хотим, чтобы на территории крепости был создан специальный туристический маршрут с привлечением профессиональных экскурсоводов, созданием охраняемой зоны (историко – краеведческого комплекса – заповедника). Следствием этого станет увеличение потока туристов на близлежащие зоны отдыха (базы отдыха «Сибинские озера») и подъем уровня жизни и развитие туристической инфраструктуры районов, расположенных вблизи крепости (поселок Алгабас). Это сделает необходимым создание новой транспортной сети, строительство дороги к самой крепости, специализированных зон отдыха, развитие сектора услуг непосредственно в поселке Алгабас (магазины, медицинские пункты, пункты проката, гостиницы), возможно, создание кемпинговой зоны вблизи территории самого комплекса.

Для того, чтобы это сделать, придётся ещё более тщательно проработать практическую часть проекта, обратиться к помощи родителей, чтобы обратить внимание общественности и администрации края и области на проблемы исторического объекта и возможности их решения.

Наш проект нацелен на культурное, экономическое  возрождение родного края через развитие туризма в малых сёлах ВКО.

Заключение


Мы работали над изучением истории крепости и монастыря Аблайкит, других крепостей Восточного Казахстана, формировали содержательную часть и проход по маршруту туристско – краеведческого объекта «Крепость «Аблайкит», обдумывали проект туристско – краеведческого комплекса «Сибинские озера – крепость «Аблайкит» – Алгабас».

Мы увидели, что работа над проектом позволила глубже изучить историю малой Родины через исследование историко – краеведческих объектов; содействовала приобретению навыков взаимодействия и общения со сверстниками, взрослыми людьми, а значит, способствовала нравственно – патриотическому воспитанию учащихся.

Наша работа помогает развитию познавательного интереса к изучению родного края, творческих способностей учащихся, расширениюих кругозора.

Исследуя туристический маршрут по крепости «Аблайкит», мы считаем, что наша работа поможет в культурном, экономическом  возрождении родного края через развитие туризма в малых сёлах ВКО. Мы будем пропагандировать идею создания проекта туристско – краеведческого комплекса «Сибинские озера – крепость «Аблайкит» – Алгабас», обратимся в необходимые инстанции.

Мы использовали для работы хроникально – документальные материалы по истории крепостей, интернет – ресурсы; поездки по маршруту; встречи с учёными – археологами; творческие работы учащихся.

Содержание нашего проекта непосредственным образом касается истории нашей области.

Считаем, что цели и задачи, поставленные нами в начале работы, выполнены, полностью. Уверены, что наш проект имеет серьёзные перспективы для развития. Краеведческий слет, проходивший 18.09-28.09 2017 года и организованный ВКРНПЦ «Дарын» в рамках программы «Рухани Жанғыру», позволил его участникам познакомиться с историческим наследием нашего края, продолжить пропаганду защиты и сохранности «исторической жемчужины» Восточного Казахстана. Направления этого развития уже обозначились.



Использованная литература:


1.Наказ о посольстве Федора Байкова в Китай // Описание Государственного разрядного архива / Составленное Петром Ивановым. — М., 1842. — С. 387—429.

2.Путешествие Федора Байкова в Китай в 1654 году // Сказания русского народа / Собранные И. Сахаровым. — СПб., 1849. — Т. 2.

3.Выписка, составленная в Посольском приказе, о путях в Цинскую империю (1674 г. не ранее июля 17). Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. - содержит описание маршрута Байкова.

4.С.Е.Черных. Начало положила крепость. Сборник статей, очерков./ Управление архивами ВКО, государственный архив ВКО. Составитель Л.П.Рифель. Усть – Каменогорск, 2004 – 64 стр.

5.Российский государственный архив древних актов. Ф. 248 (Сенат). Оп. 7. Д. 373. Л. 464–465.

6.Г. Ф. Миллер. «Истории Сибири». I том. «Описание Сибирского царства и всех произошедших в нём дел, от начала и особливо от покорения его Российской державе по сии времена». Электронный адрес архива: Vostlit.info>Texts/rus16/Miller_2/

7.С.С.Черников. Некоторые закономерности исторического развития ранних кочевников (по археологическим материалам Западного Алтая).

8.С.С.Черников. Золотой курган Чиликтинской долины (к вопросу о происхождении «скифского искусства»).
 
Авторы:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНО – КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОБЛАСТНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ШКОЛА – ЛИЦЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ОДАРЁННЫХ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ, ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ»

Направление:

Исторические памятники Казахстана и туристические маршруты.
Секция: Краеведение.
Тема проекта: "Аблайкит – как туристско – краеведческий объект".


Выполнили:

ученица 11 «it» класса ОСШЛМФИ
города Усть – Каменогорска
Восточно – Казахстанской области
Республики Казахстан Шульгина Александра;

ученик 10 «а» класса ОСШЛМФИ
города Усть – Каменогорска
Восточно – Казахстанской области
Республики Казахстан Албул Владислав.


Руководитель:

Грохотова Ирина Олеговна –
учитель истории и общественных дисциплин ОСШЛМФИ города Усть – Каменогорска
Восточно – Казахстанской области
Республики Казахстан.


Научный руководитель:
Кущ Галина Александровна–специалист – археолог Восточно – Казахстанского областного краеведческого музея города Усть – Каменогорска.
Усть-Каменогорск
2017 год
 
 
 
Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История