Закон спроса и предложения
Содержание:
Закон спроса и предложения это основной экономический закон, без которого невозможно успешно осуществлять рыночные отношения.
↑ Определение рынка
Рыночная экономика – это не хаотичное стихийное действие, в основу которого заложен кратковременный субъективный момент для получения прибыли, а точный и четкий процесс, который подчиняется строгим научным законам.
Рынок представлен двумя основными субъектами – продавцом и покупателем. Основное связующее звено между этими субъектами – товар. Продавец хочет продать, а покупатель приобрести некий продукт.
Товаром может являться как физически осязаемый предмет – продукты питания, одежда, недвижимость, так и не материальная субстанция – предоставление определенных услуг ( химчистка, репетиторство, медицинский патронаж). Для конкурентно способного присутствия и ведения успешного бизнеса на современном рынке необходимо постоянно руководствоваться законом спроса и предложения.
↑ Закон спроса
Аксиомой закона спроса является то, что между ценой и величиной спроса существует прямо пропорциональная связь. Как только цена на определенный продукт увеличивается, то при наличии на рынке тождественного продукта с более низкой ценой, спрос на более дорогой продукт будет падать. И, соответственно, наоборот – понижение цены увеличивает спрос.
Закон спроса стимулируется закономерностью влияния эффектов дохода и замещения. Эффект дохода заключается в том, что если рынок предоставляет равный по основным параметрам продукт, то человек может позволить купить достаточное количество продукта по более низкой цене и не отказывать в покупке других товаров.
Эффект замещения базируется на том, что основная масса потребителей стремиться приобретать товар по более низкой цене. Ведь в этом случае потребитель может дополнительно приобрести откладываемый на перспективу продукт.
Сведение воедино эффектов дохода и замещение, позволяют покупателю осуществить возможность и желание приобрести большее количество товара по более низкой цене. В итоге выигрывают оба и продавец, и покупатель.
↑ Факторы спроса
Основным и наиважнейшим фактором спроса для количества любого приобретаемого товара является цена, но существенное влияние на покупку оказывают и другие детерминанты с неценовыми критериями.
Факторы изменения спроса:
- покупательские вкусы;
- количество покупателей;
- доходы покупателей;
- цены на связанные товары;
- ожидания покупателей касательно будущих цен и доходов.
↑ Покупательские вкусы
На вкусы покупателей могут оказывать существенное влияние технологические новинки, агрессивная реклама, мода и другие объективные факторы.
↑ Число покупателей
Большое количества покупателей на рынке увеличивает спрос, соответственно уменьшение количества потребителей ведет к сокращению спроса.
↑ Доходы покупателей
Повышение доходов закономерно сказывается на увеличении покупательского спроса, в том числе и на нормальные товары.
↑ Цены на связанные товары
Между ценой и спросом на взаимозаменяемые продукты имеется прямая связь, например бензин и моторное масло. Если цена на бензин окажется запредельной и часть автовладельцев не в состоянии будут его покупать, то этой же части не понадобится и моторное масло.
↑ Ожидания покупателей касательно будущих цен и доходов
На фактор спроса оказывает влияние ожидания покупателей касательно будущих цен и доходов. Любая самая неофициальная информация, что предстоит снижение цен или упадут доходы покупателей, будет сказываться на текущем спросе в сторону уменьшения, и, наоборот. Предполагаемое повышение цены или увеличение доходов, будет повышать текущий спрос.
↑ Закон предложения
Закон предложения базируется на том, что существует прямая связь между ценой предлагаемого товара и количеством этого продукта на рынке. Суть свойства закона предложения в том, что если продавец повышает цену на товар, то он должен увеличить и количество этого товара на рынке, а если цена уменьшается, то величина поставляемого товара также уменьшается.
↑ Факторы предложения
↑
↑
Основным фактором величины предложения товара является цена. Помимо основной цены на продукт существует цепочка взаимосвязанных между собой неценовых факторов, играющих важную роль в осуществлении этой закономерности.
Вот несколько неценовых моментов:
- цена на ресурсы;
- методика производства;
- налоговые акцизы и субсидии;
- цены на подобные товары;
- ожидания изменения цен;
- число продавцов на рынке.
↑ Цена на ресурсы
Самый существенный фактор издержек производства, влияющий на себестоимость продукта это цена на ресурсы. Если цены на ресурсы высокие, то и стоимость продукта не может быть низкой.
↑ Методика
Новейшая методика позволяет существенно увеличивать эффективность производства и снижать издержки производства, тем самым, увеличивая производительность.
↑ Налоги и субсидии
Налоги повышают издержки производства, а субсидии их сокращают.
↑ Ожидания изменения цен
Фактор ожидания изменения цены продукта в будущем может корректировать планы производителя о количестве поставляемого продукта на рынок. Число продавцов на рынке Большое количество поставщиков на рынке предполагает больше предложений и существенно влияет на ценовой фактор. Результатом рыночного равновесия, когда рыночный спрос соответствует рыночному предложению, является равновесная или оправданная цена.