5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Японская модель экономики


Японская модель экономики фотоЯпонская модель экономики часто именуется корпоративизмом. Это означает, что в ней гармонично сочетаются интересы работников, сгруппированных в профсоюзы, предпринимателей, составляющих собственные группы, и общественных институтов.

 

Целью экономической организации Японии является прежде всего гармония – между государством и личностью, между работодателем и работником, между крупным и мелким бизнесом. Японская модель основана на восточном мироощущении и имеет некоторое сходство с южнокорейской.

 

Отличительные черты японской экономики

 

  • Различные формы акционерной собственности и ассоциаций; 
  • Значительное количество мелких и средних предприятий, которые часто объединяются в крупные организации;
  • Более высокий уровень государственного контроля над экономикой, чем в западных странах;
  • Ориентация в первую очередь на получение фундаментальных знаний, благодаря чему Япония в настоящее время является законодателем мирового научно-технического прогресса;
  • При высоком уровне научно-технического прогресса японская экономика направлена на максимальную занятость граждан, что отличает её от американской модели;
  • Уровень жизни населения (и в частности зарплаты) несколько отстаёт от роста производительности труда, за счёт чего достигается низкая стоимость продукции на мировом рынке при её высоком качестве; 
  • Уникальные черты японской экономики: пожизненный найм, «зарплата по старшинству», приоритет производителя над другими правами человека, намеренное поддержание низкого курса национальной валюты.

 

Большая экономика маленькой страны

 

Отличительные черты японской экономики сложились в силу острого недостатка ресурсов. В Японии не хватает места – страна очень маленькая и перенаселённая, нет возможности развивать сельское хозяйство и добывающую промышленность – первичные сферы экономики с точки зрения западного общества.

 

Всё это создало предпосылки для того, чтобы ввозить в страну минимальное количество ресурсов и, прилагая максимум профессионализма, создавать готовые товары высокого качества.

 

Несмотря на то, что в современной Японии потребительское общество развито не меньше, чем в западном мире, его структура отличается от европейской: японская культура основана на самом минимальном удовлетворении бытовых потребностей (жильё, еда, одежда) и максимальном удовлетворении интеллектуальных (образование, трудовая квалификация, созидательная и предпринимательская деятельность, искусство).

 

Такое соотношение много веков подряд наблюдается в культуре и даже религии: от созерцания какого-нибудь маленького сада камней японец стремится получить максимум эстетического и духовного удовлетворения. До середины ХХ века основой японской экономики были дзайбацу (чёболи) – крупные многопрофильные корпорации, управление в которых принадлежит чаще всего одной семье.

 

В результате новой экономической политики дзайбацу были распущены, и из их «стен» вышло множество малых и средних предприятий. В те же годы в соседней Южной Корее наблюдался обратный процесс: в результате местной экономической реформы образовались чёболи, которые создали основу экономического могущества страны.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История