Межбюджетные трансферты
Содержание:
Межбюджетные трансферты – понятие, характеризующее перемещение финансовых потоков внутри одной страны.
Россия – самое большое государство в мире по занимаемой площади. И вполне очевидно, что управлять таким большим пространством – это задача повышенной сложности.
Особенно это касается бюджетной сферы и всего, что связано с перемещением финансов внутри страны. Ведь российские регионы имеют различные потенциалы и возможности для обеспечения населения.
На это оказывают влияние стратегическое положение, наличие и характер природных ресурсов, уровень развития промышленности.
Эти и другие факторы обуславливают необходимость перераспределять финансы внутри страны. Для этого и существует такой инструмент в руках Правительства, как межбюджетные трансферты.
↑ Понятие межбюджетных трансферов
Межбюджетные трансферты – сложная система отношений, возникающая при перемещении денежных потоков из одного бюджета в другой. Иными словами, это понятие относится к передаче финансов из федерального бюджета в бюджет региона, из бюджета региона в бюджет муниципалитета и так далее.
Эти денежные бюджетные перемещения осуществляются через ряд Фондов, и каждое такое действие регламентировано законодательством Российской Федерации. Кроме того, любой трансферт подвергается тщательной проверке на отсутствие нарушений и противоречий Бюджетному Кодексу РФ.
Среди основных функций межбюджетных трансфертов можно выделить следующие:
- восполнить бюджетам нижних уровней траты на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;
- устранение дисбаланса в экономике между региональными и муниципальными бюджетами; с
- стимулирование региональных и местных властей на проведение реформ, способствующих росту уровня жизни населения за счёт внедрения Федеральных программ;
- финансовая помощь социально-незащищённым слоям общества на федеральном и региональном уровне.
↑ Формы межбюджетных трансферов
Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет несколько форм межбюджетных трансфертов:
- Бюджетный кредит — форма финансирования, которая предполагает возмездную и возвратную основу, то есть заёмщик обязан не только вернуть всю сумму долга, но и выплатить проценты за возможность пользоваться средствами заимодавца. В данном действует тот же принцип, что и во всех привычных для нас кредитах;
- Дотация — вид бюджетных выплат на безвозмездной и безвозвратной основе. В этом случае возвращать деньги и платить за их пользование проценты не придётся. Выдают дотации чаще всего с целью компенсировать расходы местных бюджетов на реализацию общегосударственных программ, а также с целью восполнить дефицит средств в региональных бюджетах;
- Субвенция – этот вид выплат похож на дотации, но имеет ряд существенных отличий. Во-первых, субвенции носят строго целевой характер – выплачиваются региональным и местным бюджетам для осуществления конкретных мероприятий. Во-вторых, такая выплата даётся на строго определённый срок, в течение которого данные денежные средства должны быть реализованы. В случае использования финансов не по назначению или неиспользования в назначенный срок, получатель субвенции обязан вернуть их в федеральный бюджет.
↑ Условия предоставления межбюджетных трансферов
Надо понимать, что между бюджетами одного уровня возможна конкуренция при получении той или иной выплаты из федерального бюджета. И было бы неправильным, если при распределении федеральных бюджетных средств не было бы никаких правил или условий.
В Бюджетном Кодексе Российской Федерации предусмотрено множество условий для выплат как в региональные, так и в муниципальные бюджеты. Остановимся лишь на самых важных:
- отсутствие в действиях органов региональной власти и в работе органов местного самоуправления несоответствия предписаниям действующему законодательству. Прежде всего речь идёт о нарушениях Бюджетного Кодекса РФ и законодательства о налогах и сборах;
- отсутствие задолженности по ранее выданным кредитам также является существенным условием для последующих межбюджетных выплат;
- чем больше доля выплат дотаций из федерального бюджета в бюджет низшего уровня за предшествующие два отчётных года из трёх по отношению к собственным доходам субъекта, тем больше дополнительных условий ставится перед органами исполнительной власти региона для получения новых средств.