Кирилл Туровский
Содержание:
Кирилл Туровский – западнорусский богослов и писатель XII века, епископ.
В Белоруссии считается национальным просветителем. В православной и греко-католической церкви канонизирован в качестве «святителя».
↑ Биография
О жизни Кирилла Туровского достоверных биографических сведений немного. Имеется житие, в нём говорится, что Кирилл был сыном богатых родителей, но презрел «богатства и тленную славу мира сего» и начал постигать божественное учение с ранних лет.
Вступил в Туровский Борисоглебский монастырь, отказавшись от богатства. Известно также, что он получил хорошее домашнее образование и постигал науки под руководством греческих учителей.
Чтобы понять, каким был Кирилл Туровский в действительности, нужно вспомнить, что собой представлял тогдашний Туров. Это был город, основанный на самой западной окраине русских земель – судя по всему, германским князем.
В XI веке Туров достиг расцвета при католическом князе Святополке (прозванном Окаянным). И к моменту жизни Кирилла Туров был вполне себе «западным» городом, в котором развивались ремёсла, торговля и научная деятельность.
«Стремясь к большему подвигу», Кирилл, теперь уже монах упомянутого Борисоглебского монастыря, «затворился в столп», то есть в монастырскую башню, в которой постоянно сидел и предавался молитвам и изучению книг. В этой своей келье он разместил большую по тем временам библиотеку. Чтением его деятельность, понятное дело, не ограничивалась: здесь он написал и первые собственные произведения.
Святитель Кирилл Туровский икона фото
Кирилл был первым на Руси «столпником» - этот вид подвижничества, пришедший из Византии. Тем временем трудолюбивый монах стал известен в городе. Горожане и сам князь пришли в монастырь и настояли на том, чтобы он занял епископскую кафедру. С этого времени Кирилл занимался не только богословской, но и общественно-политической деятельностью.
В 1169 году он участвовал в церковном соборе, организованном с целью обличения владимирского епископа Феодора – соратника Андрея Боголюбского. Заговор епископа и князя состояла в том, что они намеревались отделиться от союза русских земель и проводить абсолютно самостоятельную политику, а Владимиро-Суздальская епархия, таким образом, также отделилась бы от Киевской митрополии.
Кирилл силой своего красноречия «обличил» Феодора и проклял его; Андрею Боголюбскому же он написал ряд писем на эту тему, которые до нашего времени, к сожалению, не сохранились. Андрей Боголюбский отказался от покровительства Феодора. В итоге епископа Феодора казнили.
В том же 1169 году Кирилл по случаю 200-летней годовщины смерти княгини Ольги читал в её честь сочинённые им канон и стихиры. Дату праздновали неспроста: Ольга была самой первой известной христианкой в языческом Киеве и пропагандировала новую религию среди своих подданных.
Умер Кирилл в конце XI века. Похоронили его там, где он завещал – возле церкви святителя Николая в Турове, там же, где покоились его учителя.
↑ Наследие
Кирилл Туровский известен главным образом своим литературным наследием, которое обрело популярность в Древнерусском государстве, его труды переписывались и издавались вплоть до Нового времени. Вот наиболее значимые его произведения:
- «Слова» на все «господские праздники» - то есть главные праздники, во время которых в церкви прославляется Иисус Христос;
- Молитвы, которые позднее включались во многие рукописные и печатные книги, в том числе «Учительное Евангелие» Ивана Фёдорова;
- Притчи (о теле и духе, о слепом и хромом и др.);
- Проповеди;
- По некоторым версиям, Кирилл Туровский был автором самого поэтичного и самого «светского» древнерусского произведения – «Слова о полку Игореве», однако большинством исследователей эта версия не поддерживается.