Колокольный звон
Звон колокольный над Буранным,
Нарушил царство тишины,
Был столько лет он долгожданным
И виноватым без вины.
Звон колокольный в небе тает,
Ему и стих мой, и хвала.
Россия веру обретает,
Звонят, звонят колокола…
Клюева Р.
Нарушил царство тишины,
Был столько лет он долгожданным
И виноватым без вины.
Звон колокольный в небе тает,
Ему и стих мой, и хвала.
Россия веру обретает,
Звонят, звонят колокола…
Клюева Р.
В современном мире мы часто слышим разговоры о том, что молодежь плохо воспитана, что ничего святого у них не осталось. Действительно, отсутствие духовных ценностей сказывается на формировании нравственной личности. Раньше центрами духовной жизни были храмы и мечети. После длительного запрета на религию, мы получили право на свободу вероисповедания. Стали вновь открываться и восстанавливаться храмы. Но чтобы чувствовать себя полноценными, нам необходимо знать историю своей страны, а начинать лучше всего с малой Родины.
Изучая историческое прошлое своего края, можно понять, как проходил процесс формирования духовных ценностей, и какую роль в нем играет православие и казачество.
Глава 1. Ново – Илецкая защитная линия.
Ты казак, ты сын своей страны,
За себя и за неё в ответе!
Не желаешь ты иной судьбы,
Ничего священней нет на свете,
Чем родную землю защищать,
Славить предков с верой православной!
И сынов достойно воспитать
Для своей страны державной!
Ты казак, ты сын своей страны,
За себя и за неё в ответе!
Не желаешь ты иной судьбы,
Ничего священней нет на свете,
Чем родную землю защищать,
Славить предков с верой православной!
И сынов достойно воспитать
Для своей страны державной!
Моя малая Родина – это Оренбургские степи, Оренбургский край. В XVIII веке началось заселение края. Заложенный в 1743 году город Оренбург стал «окном в Азию», здесь проходил Великий шелковый путь. Для охраны торговых караванов и защиты новых территорий возникла система укреплений – Оренбургская пограничная линия. Между крепостями находились редуты, пикеты и заставы.
А уже в XIX веке для охраны солевозного пути сформировали Ново-Илецкую защитную линию. Службу здесь несли казаки. Они получали от правительства денежное жалование, кормовые деньги, порох, свинец и ежегодно по сто ведер вина. На войсковых кругах избирали есаулов, занимались рыбной ловлей, охотой и разведением скота (прежде всего лошадей), источником основного дохода была добыча соли.
Спрос на соль возрастал, пункты доставки удалялись. В 1809 году управляющий Илецким соляным промыслом полковник Григорий Струков представил министру внутренних дел Российской империи князю Куракину проект преобразований солевозного пути из Илецкой Защиты через киргизские степи до крепости Рассыпной и далее в Самару, а для безопасности прохода обозов по киргизской степи на правом берегу реки Илек построить 4 форпоста и заселить их казаками. 29 августа 1810 года Государственный совет утвердил проект полковника Струкова, не смотря на возражения военного губернатора князя Г.С. Волконского. На организацию солевозного тракта выделили 50 тысяч рублей. Было решено создать 6 форпостов. В 1810 году началось устройство солевозного пути, для чего и понадобились укрепленные форпосты. Это и стало началом образования казачьих станиц по реке Илек.
Казаки строго следили за границей: выставляли дозоры, а для того, чтобы узнать переходили ли кочевники Илек или нет - делали химы (по берегам реки связывали ветки соседних кустарников и тала).
Ново-Илецкая укрепленная линия состояла из Защитенского, Мертвецовского, Изобильного, Буранного, Новоилецкого и других форпостов. Обустраиваться на временном месте казаки не спешили, поэтому возводили укрепленные рвы, по периметру форпоста, по насыпи в рост человека пустили плетень. Строили плетневые сараи для себя и конюшни, смазанные глиною и крытые камышом, для зимовки выкопали землянки. В центре форпоста ставили смотровую вышку, на которой сидел дежурный казак, для подачи сигнала использовали шест с бочонком смолы. Желающих обживать новое место не было.
Форпост Буранный находился немного юго-восточнее современного месторасположения села. В 1820 году здесь проживало 25 семей казаков. Дома строились на близком расстоянии от водоема. Так форпосты постепенно превращались в казачьи станицы.
В Буранный форпост летом 1822 года из Красноуфимска переселились 15 семей и 30 человек из других станиц. Новоселам выделили под усадьбу – 4,5 десятин, сенокос – 2957, лес – 315,5, степи и пашни – 2778, а всего земельных угодий – 17628 десятин. В 1840 году в станице Буранной насчитывалось 47 дворов, проживали 241 казак. К 1852 году количество жителей увеличилось до 425.
Казаки не только берегли рубежи Российского государства, но участвовали в военных походах, многие из них награждены орденами и медалями за проявленное мужество и отвагу.
Казаки не только берегли рубежи Российского государства, но участвовали в военных походах, многие из них награждены орденами и медалями за проявленное мужество и отвагу.
Глава 2. Строительство храма
У оренбургских казаков сложились определенные культурные традиции, которые неразрывно были связаны с православием. Поэтому и на новом месте казаки в первую очередь стремились построить храмы, чтобы укреплять православную веру.
У оренбургских казаков сложились определенные культурные традиции, которые неразрывно были связаны с православием. Поэтому и на новом месте казаки в первую очередь стремились построить храмы, чтобы укреплять православную веру.
17 марта 1823 года епископ Оренбургский и Уфимский Амвросий назначил в форпост Буранный священника Алексея Егорова, чтобы он исполнял требы для жителей Ново-Илецкой линии. Летом 1829 года священник Егоров сообщил войсковому старшине Аржанухину, что на христианский кладбищах раскольников хоронить нельзя. Староверы-казаки обиделись, что священник сравнил их с нераскаянными – раскольниками тогда, как «с них натурой и деньгами берет». По данным Оренбургской ученой комиссии на 1851 год в форпосте проживало 243 православных и 160 человек староверов-раскольников. Все острее вставал вопрос о месте проведения обрядов, то есть строительстве храма. 12 октября 1831 года по разрешению Святейшего Синода была начата постройка каменной церкви. Много препятствий пришлось преодолеть верующим для того, чтобы колокольный звон разнесся над станицей. Из-за песчаного грунта долго не могли выбрать место для строительства церкви, предлагали даже перенести строительство в соседнюю станицу Изобильную. Но казаки отстояли право на постройку храма.
Для церкви была выбрана форма корабля. Корабль – самый древний тип храмов, символизирующий что церковь, подобно кораблю спасает верующих от гибельных волн житейских невзгод и ведет их к Царствию Божию. Церковь имела устойчивый фундамент, каменные стены, колокольню и деревянную ограду. 22 октября 1870 года состоялось освещение престола Богодуховской церкви, это стало великим событием для всех верующих станицы. Русская земля издревле славилась красотой своих белокаменных и златоглавых храмов. Далеко видны купола церкви, сияют на солнце золоченые кресты. Как пламя горящей свечи, связывает небо и землю, так и церковь связывает человека и Бога.
В 1898 году была построена деревянная единоверческая Крестовоздвиженская церковь. В станице Буранной всего было три церкви: Богодуховская, Никольская и Крестовоздвиженская.
Глава 3. Возрождение
У каждого верующего свой крест, свои испытания, отпущенные свыше. Вот и XX век испытывал казаков на прочность: сначала русско-японская, потом Гражданская война. 20-30-е годы стали особенно тяжелыми для церкви: новая власть сделала все, чтобы уничтожить православную церковь. Массовые репрессии духовенства, закрытие и разрушение храмов, преследование верующих… не прошли мимо и станицы Буранной. Новомученниками стали арестованные в 1931 году священнослужитель Калякин Иван и монахиня Самарцева Матрена. Сама же Богодуховская церковь была закрыта, колокольня разрушена, а здание отдано под нужды культуры. Над входом в церковь повесили табличку «Клуб», иконы закрасили, на месте алтаря соорудили сцену, а там где раньше молились стали отплясывать фокстрот и танго. Так продолжалось до 70-х годов, клуб переместился в новое отстроенное здание, а здание церкви передали под школьные мастерские.
У каждого верующего свой крест, свои испытания, отпущенные свыше. Вот и XX век испытывал казаков на прочность: сначала русско-японская, потом Гражданская война. 20-30-е годы стали особенно тяжелыми для церкви: новая власть сделала все, чтобы уничтожить православную церковь. Массовые репрессии духовенства, закрытие и разрушение храмов, преследование верующих… не прошли мимо и станицы Буранной. Новомученниками стали арестованные в 1931 году священнослужитель Калякин Иван и монахиня Самарцева Матрена. Сама же Богодуховская церковь была закрыта, колокольня разрушена, а здание отдано под нужды культуры. Над входом в церковь повесили табличку «Клуб», иконы закрасили, на месте алтаря соорудили сцену, а там где раньше молились стали отплясывать фокстрот и танго. Так продолжалось до 70-х годов, клуб переместился в новое отстроенное здание, а здание церкви передали под школьные мастерские.
80-е года XX века принесли изменения и в духовную жизнь: люди перестали бояться быть расстрелянными или осужденными за веру и молитву. Вот и в нашем селе стали по праздникам собираться у Крымовой Елизаветы Михайловны на дому. Она смогла сберечь иконы и церковные книги своих родителей. Люди стали вновь обращаться к Богу, собирать подписи для открытия церкви.
В феврале 1996 году благодаря стараниям жителей селам и благословению митрополита Леонтия церковь была вновь открыта. Первым священником вновь открывшегося храма стал отец Анатолий. Но столкнувшись с сельскими трудностями покинул свой пост. Вновь отправились в Оренбург к митрополиту Никитина Вера, Малахова Тамара и Крымова Федосия. Встретил их митрополит Леонтий, улыбнулся и сказал: «Не переживайте, помолюсь я о вас. И будет священник богом даденный» В сентябре 1999 года приехал молоденький священник отец Георгий Абашидзе. Тяжек был его крест, приходилось заново восстанавливать храм, лечить человеческие души, бороться с жестокосердием. Но отец Георгий смог выстоять, и в 2007 году над Буранным вновь зазвонили колокола.
Заключение
Для каждого человека нет ничего дороже и роднее, чем край, где он родился и вырос. Для нас потомков оренбургских казаков нет милее края, чем Оренбургские степи. Созданное по воле правительства Оренбургское казачество было опорой государства в покорении бескрайних степей Азии, на протяжении нескольких веков казаки защищали границы Российского государства. Казачество – это состояние духа. Воспитать в себе казачий дух мог каждый, кто выше служения собственному эгоизму и благосостоянию ставил слежение Отчизне. Все казачьи заветы основываются на вере православной. Казачество немыслимо без православия. Только оно воспитывает истинные духовные ценности.