Джованни Баттиста Тьеполо
Содержание:
Джованни Баттиста Тьеполо – итальянский живописец, рисовальщик и гравер. Принадлежал к великолепной школе венецианских живописцев, работавших в стиле барокко. Настоящее постижение творчества этого замечательного художника, как и всемирное признание, пришло к Тьеполо только в 20 веке. На сегодняшний день искусство Тьеполо – это самое значительное явление в живописи позднего барокко.
↑ Биография и творчество
Тьеполо родился 5 марта 1696 года в Венеции. Его отец был моряком, капитаном торгового корабля и умер, едва сыну исполнился год. В юности Джованни поступил в обучение к известному венецианскому художнику Ладзарини. Благодаря этой школе он получил прекрасные знания монументально – декоративной живописи. Помимо этого в его распоряжении всегда были великолепные образцы таких маститых венецианских мастеров как Тициан, Тинторетто и Веронезе. В двадцатилетнем возрасте к художнику пришел первый значительный успех. В 1716 году он выставил картину "Тонущий фараон", которую благожелательно приняли критики. С 1720 по 1725 годы художник выполняет целую серию фресок для венецианской церкви и ряд полотен на мифологические темы.
Художник обращает на себя внимание своим темпераментом и решительностью манеры письма, что говорит о его индивидуальности и самобытности. Великолепно выполненные декоративные панно для дворца венецианского патриция Дольфино подтверждают мастерство Тьеполо и характеризуют его как сложившегося мастера, имеющего собственную манеру письма, собственное философское понимание сюжетов. В его творчестве появляется необычайное остроумие, смелость и индивидуализм, что иногда граничит, чуть ли не с отрицанием общепринятых канонов. Его произведения полны солнца, света, ярких, чистых красок. Его герои носят костюмы эпохи Возрождения и находятся в солнечных, радостных итальянских пейзажах. На его полотнах сказка переплетается с реальностью, ирония имеет оттенок легкого изящества. Его творчество вызывает чувство радости и восторга.
Мастерство Тьеполо очень быстро становится общепризнанным, и он начинает получать заказы не только в родной Венеции, но и за ее пределами. Справиться с объемными заказами ему помогают двое подросших сыновей – Джованни и Лоренцо, и мастер в написании иллюзионистических архитектурных композиций Менгоцци – Колонна. Ими были выполнены фрески в Палаццо Аркинто в Милане в 1731 году. Примером оригинального, только ему присущего декоративного стиля являются росписи палаццо Клеричи в Милане, выполненные в 1740 году. Нередко в современных каталогах итальянского искусства эпохи Возрождения можно увидеть великолепные картины Тьеполо - "Бичевание Христа", "Коронование терновым венцом", "Несение креста", "Триумф Амфитриты". Монастыри, церкви и семьи венецианских патрициев выстраиваются, чуть ли не в очередь, чтобы иметь возможность заполучить Тьеполо.
В марте 1743 года он получает заказ от министра Саксонии Брюля и пишет для его галереи несколько полотен. Самое известное произведение из этой серии "Пир Антония и Клеопатры", находилась в Дрездене. Три года, с 1750 по 1753 Тьеполо расписывает по заказу князя-архиепископа Вюрцбургского его резиденцию. Эта грандиозная фреска, которая занимает площадь в 650 квадратных метров над центральной лестницей в вестибюле дворца – бесспорный шедевр. Яркое, ликующее зрелище из мифологических существ, античных богов, нимф, наяд, обитателей экзотических стран, а также фантастических зверей, птиц и растений. Последними работами великого мастера стали фрески во дворце испанского короля Карла III . В родную Венецию Тьеполо уже не вернулся, он умер в Мадриде в марте 1770 года.
↑ Интересные факты
- На картине "Пир Антония и Клеопатры", слева, между колоннами фигура мажордома, в серой одежде и с ножом в руке. Это сам художник – Тьеполо Джованни.