Джованни Беллини (1426 или 1430 - 1516)
Содержание:
↑ Биографические сведения
Величайший ученик венецианской школы живописи Джованни Беллини оставил после себя богатейшую галерею картин разных жанров. Но биографических фактов о нем история сохранила очень мало. Известно, что родился он в семье художника Якопо Беллини, что у него было два брата и сестра. Некоторые исследователи полагают, что Джованни был внебрачным сыном Якопо. Предположения строятся на том основании, что жена Якопо – Анна Ривенски – в своем завещании назвала наследниками сыновей Джентилле и Никколо, а также дочь Николозию. Джованни даже не был упомянут в этом завещании. Но как бы там ни было, будущий великий художник, заложивший основы итальянской живописи эпохи Возрождения, воспитывался в атмосфере творчества. Первые уроки ему давал, конечно, отец, научивший сына всему необходимому для художника и укрепивший его яркий и самобытный талант. В 1459 – ом году, повзрослев, Джованни Беллини ушел из-под опеки отца и открыл в Венеции свою мастерскую.
↑ Раннее творчество
В раннем творчестве Беллини были драматически острые работы, выдержанные в холодных тонах («Оплакивание Христа» - 1470), но с конца 70–ых годов что-то меняется в творчестве художника. Это связано с приездом в Венецию Антонелло да Мессины (1475). Ренессансная живопись. Живопись Антонелло да Мессины сильно повлияла на мироощущение Беллини. Его картины стали более чистыми и ясными. Он пишет величественные портреты, гармоничные и прекрасные, например, портреты Мадонны: «Мадонна с деревцами», «Озерная Мадонна», «Мадонна». Кроме того он практиковал портреты на фоне великолепных пейзажей, например, «Пиршество богов» или «Стигматизация Святого Франциска». Пейзажи для фона сюжетных картин Беллини пишет более поэтичными, живыми и радостными («Святой Иероним», «Преображение»). В этих картинах уже четко определяются характерные черты искусства живописи эпохи Возраждения: продуманная, логически выверенная композиция и неподдельный интерес к человеческой личности. Этот этап в творчестве Беллини был важен не только для него как для художника, он стал серьезным этапом и для развития венецианской живописи вообще.
↑ Загадочные картины
Исследователи творчества Беллини называют загадочной самую знаменитую его картину «Священная Аллегория». Предполагают, что она является иллюстрацией к поэме Гийома Дегильвилля «Паломничество души», написанной в первой половине четырнадцатого века, аллегорией милосердия. Ровный, мягкий свет в «Священной Аллегории» преобразует мир, где царит благоговейная тишина. Искусствоведы называют эту загадочную картину первой из картин – сновидений, которые впоследствии прославят его ученика – Джорджоне. Иногда загадочными называют картины Беллини «душ в Чистилище» и «Озерная Мадонна».
↑ Портреты
Портреты Беллини подготовили развитие этого жанра в Венеции шестнадцатого века. Погрудное изображение модели в повороте на три четверти на нейтральном или пейзажном фоне, где на первом плане – балюстрада и подпись автора, Беллини взял у Антонелло да Мессины и нидерландца Ханса Мемлинга. Время сберегло не так уж и много портретов, бесспорно написанных кистью Беллини. Среди них с уверенностью можно назвать «Портрет мальчика» (1490), «Портрет молодого человека в красном» (1490), «Портрет Пьетро Бембо» (1505), «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). Персонажи на этих портретах находятся в состоянии задумчивости и углубленности в себя, а устремленный вдаль взгляд свидетельствует о мечтательном характере и созерцательности героев произведений. Исключение – уже названный «Портрет Дожа…» - самый знаменитый и, наверное, лучший портрет кисти Беллини. Дож Леонардо Лоредан на картине излучает силу характера, интеллект, жизненную энергию.
↑ Поздняя живопись
В поздний период жизни и творчества художник Беллини заинтересовался сюжетами античной мифологии. Среди последних работ мастера самой известной является картина «Пиршество богов». Спокойные позы персонажей на фоне прекрасного и умиротворенного пейзажа, их безмятежные лица и неспешные жесты – все рождает атмосферу покоя, свойственную простым и беззаботным сценам буколик. В них Беллини сохраняет верность своим принципам в искусстве – гармонии, ясности и красоты. В отличие от многих других художников Беллини не строг в различиях священного и мирского. В картине «Опьянение Ноя» художник показал юношеское жизнелюбие, необремененное лишними сомнениями отношение к жизни и людям. И в этом есть своя мудрость человека и художника, прожившего долгую жизнь. Последняя его картина – «Фра Теодора да Урбино».