Андре Дерен
Содержание:
↑ Детство
Французский художник Андре Дерен появился на свет 17 июня 1880 г. в небольшом городке Шату, неподалеку от Парижа. Его отец, хоть и имел простую профессию молочника, но в городе его уважали, даже выбирали в городской совет. Сначала Андре учился в школе и лицее, потом поступил в парижский институт Политехникум. В конце учебы он занялся живописью. Первым учителем его был отец одноклассника – Жакомин, а первыми работами – пейзажи на берегах Сены.
↑ Первые шаги в живописи
В академии Камилло, куда поступил Андре (1898), произошло его знакомство с Матиссом, который сразу оценил талант и трудолюбие Дерена. Именно Матисс вводил юного живописца в мир искусства: знакомил с художниками, галеристами, рекомендовал посещение музеев и выставок. Под влиянием старшего друга Дерен стал завсегдатаем Лувра, копировал великих мастеров, набирался опыта. Но по-настоящему подружился Дерен с художником-самоучкой Морисом Вламинком. Их объединяло то, что оба родились в Шату и постоянно ездили туда из Парижа.
Они вместе арендовали заброшенный ресторан у себя на родине, оборудовали там мастерскую. Сошлись они и по многим вопросам искусства. Вместе писали пейзажи, вместе посещали галереи и выставки, горячо их обсуждали. По мнению Матисса, настороженно относившегося к новому другу Дерена, Вламинк был слишком шумен и эпатажен.
↑ Служба в армии
Три года (1901 – 1904) Дерен служил в армии. В это время он много читал, рисовал, написал пьесу и начал работу над романом «Три ласки». Его юмористические рисунки Вламинк пытается опубликовать в журналах «Улыбка» и «Смех».
↑ Влияние Матисса. Рождение фовизма
После армии Дерен возвратился в Шату, но материальное положение не позволило ему продолжить образование. Матисс приходит на помощь. Он делает визит к родителям Дерена, чтобы убедить их в том, что талант их сына очевиден, что его ждет успех. Для солидности Матисс взял с собой свою жену Амели, чтобы своей респектабельностью расположить к себе родителей Дерена. Это возымело эффект: они поверили словам Матисса и помогли сыну материально.
В 1905 году по ходатайству Матисса Дерен впервые выставил восемь своих картин. Четыре из них были проданы по пятьдесят франков, причем три купил русский ценитель живописи Иван Морозов. Летом того же года по приглашению Матисса Дерен уехал работать на побережье Средиземноморья, где неустанно экспериментировал, пытаясь найти свой стиль, свой путь. Его хаотичные мазки, капли и линии создавали удивительные контрасты и диссонансы. Матиссу понравился этот метод, и он подхватил его. Это было что-то абсолютно новое. Придуманный Дереном метод вошел в историю мировой живописи под названием фовизм.
↑ Выставки. Заказы
Конец 1905 года был ознаменован тем, что Дерен стал полноправным участником парижских выставок. Сначала – в галерее Берты Вейль, где публика недоумевала и посмеивалась над его картинами, а потом – перед закрытием Осеннего Салона Амбуаз Воллар, арт-диллер, купил все картины (89) и рисунки (80) Дерена, что были у него в мастерской, заплатив за все 3300 франков. Вслед за этим Воллар сделал заказ росписи ваз и тарелок работы гончара Андре Меттея. Кроме того, Воллар заказал Дерену серию пейзажных берегов Темзы. Для этого художник на несколько недель уехал в Лондон, где написал тридцать картин, из них сохранилось 29.
↑ Сотрудничество с Пикассо
Возвратившись из Лондона, Дерен участвовал в Салоне Независимых, выставлялся в Гавре в составе Группы Современного Искусства. Весной 1906 г. Гийом Аполлинер познакомил Дерена с П. Пикассо, после чего Дерен уехал в Париж и снял мастерскую неподалеку от жилья Пикассо. Особенно тесной их дружба стала в 1906 г. Они много работали, спорили, обсуждали. В кругу их внимания – творчество Сезанна, Поля Гогена, который вдруг открылся молодым художникам, поскольку раньше, еще при жизни, почти не выставлялся и был не знаком публике.
Творчество Гогена вдохновило художников на занятия печатной графикой. Инициативу изъявил Дерен, выполнив 25 ксилографий, изображавших танцующих женщин. Потом друзья занялись резьбой деревянной скульптуры. Несколько его барельефов приобрел Амбуаз Воллар и Поль Гийом. Большой успех был у фигурной композиции Дерена «Купальщицы». Пикассо настолько восхищался этой работой Дерена, что купил в 1908 г. у него маленький этюд ко второй версии композиции.
В 1907 г. Пикассо познакомил Дерена с его будущей женой Алисой Принсет. По ходатайству Пикассо Дерен заключил контракт с дилером Канвайлером, благодаря чему приобрел материальную стабильность. Но вскоре художника настиг творческий кризис и депрессия, и в результате он уничтожил большинство своих картин.
↑ Международное признание
Кризис закончился. Дерен снова стал много работать и вскоре его картины стали выставляться в крупнейших городах Европы (Прага, Дюссельдорф, Мюнхен, Берлин, Москва, Петербург и др.) В 1913 г. его работы показывают на Арсенальной выставке Нью-Йорка и Бостона.
↑ Годы Первой мировой
Когда началась Первая мировая война, Дерен отправился на фронт, где участвовал во многих боях. Однажды немецкий журналист напечатал сообщение о том, что Дерен погиб. Эти сведения, к счастью, оказались ошибкой, а Дерен даже серьезных повреждений избежал на этой войне. Но четыре с лишним года, проведенные в постоянной близости от смерти, крови и человеческих бед, серьезно отразились на эмоциональном состоянии Дерена.
↑ После войны. Премия Карнеги
Демобилизовавшись после войны в 1919 г. Дерен возвратился в Париж и возобновил работу. Затем в Лондоне он создал декорации, костюмы и авансцену к балету «Волшебная лавка» (муз. Россини), сотрудничал с Пикассо и Матиссом, работающими над другими балетами. Он выполнял частные заказы, подписывал новые контракты, участвовал в выставках. В 1920 – 1924 годах о Дерене вышло четыре монографии. Он стал по-настоящему модным художником.
В 1928 г. Дерен был удостоен престижной премии Карнеги. Это еще больше повысило его репутацию как художника. Он снова активно выставлялся на многочисленных международных выставках Европы и Америки.
↑ В Шамбурси
В 1929 г. Андре Дерен купил в Шамбурси дом, куда перевез свою семью (прожив 20 лет вместе, Алиса Принсет и Дерен официально оформили отношения в 1926 г.). В 1935 г. художник продал недвижимость в Париже и уединился в Шамбурси. Но в выставках по-прежнему участвовал, работал для театральных постановок.
↑ Вторая мировая
В 1939 г. у Дерена появился внебрачный сын от модели, и он его официально признал. На время германской оккупации семья уехала в Нормандию. В его отсутствие дом в Шамбурси был конфискован, имущество и картины сильно пострадали. В 1941 г. Дерен и другие французские деятели культуры поехали в Германию, чтобы вызволить из тюрем и лагерей своих соотечественников – художников и студентов. Затея провалилась, а вся делегация подверглась расследованию со стороны французских властей. После такого унижения Дерен прервал все официальные связи с правительством Франции.
↑ В конце жизни
До конца жизни Дерен продолжал работать. В 1953 г. у него обнаружилась серьезная инфекция глаза, потом случился инсульт. А в 1954 г. он попал под колеса автомобиля, и вскоре после этого скончался. Похоронен в Шамбурси.