Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де (1864-1901)
Содержание:
↑ Общие сведения. Учеба
Полное имя французского живописца и графика – Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де. Его называют ярчайшим представителем постимпрессионизма, мастером острых, иногда язвительных характеристик, обладающим оригинальной гибкостью рисунка, неповторимой энергичностью стиля письма. Тулуз-Лотрек появился на свет в старинной графской семье, где получил достойное воспитание и образование. В детстве он дважды падал с лошади, в результате сломанными и неправильно сросшимися оказались обе ноги, так что мальчик остался калекой на всю оставшуюся жизнь. Естественно, что это обстоятельство отразилось на формировании его личности, да и на судьбе. В юные годы он проявил интерес к живописи, особое влияние оказал художник Р. Пренсето. Живописи учился сначала в мастерской Л. Бонна (1883 г.), потом – Ф. Кормона (1884 – 1885 г.). Кроме того, его творческая манера формировалась под влиянием живописи Э. Дега и японского искусства гравюры.
↑ Ранние работы
На ранних работах художника изображены главным образом его друзья и близкие родственники: «Графиня Тулуз-Лотрек за завтраком в Мальроме» (1883), «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек» (1887). В создании этих картин художник использовал импрессионистическую технику. Но уже здесь он стремился к максимально правдивой, иногда даже беспощадной характеристике каждой из своих моделей, что свидетельствует о поиске принципиально нового подхода к созданию образа («Молодая женщина, сидящая за столом» - 1889, «Прачка» - 1889).
↑ Психологизм. Сатира
Тулуз-Лотрек все больше внимания стал уделять передаче на полотнах глубинных психологических процессов, эмоциональных состояний своих моделей. При этом важным для него оставалось и воспроизведение их неповторимых черт лица, фигуры и жестов («В кафе» - 1891, «Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж» - 1891 – 92). О мире театра и ночных кафе, об артистической богеме Парижа и опустившихся завсегдатаев притонов Тулуз-Лотрек рассказывает в своих картинах в сатирическом ключе. Гротесковый взгляд на изображаемое художник выразил в таких произведениях: «Танец в Мулен-Руж» (1890), «Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен-Руж» (1889 – 90). Современники воспринимали Тулуз-Лотрека в основном как мастера психологического портрета и как автора театральных афиш.
↑ Портреты
Портретную живопись Тулуз-Лотрека условно можно разделить на два вида: картины, где модель смотрит на зрителя глаза в глаза, как бы ведя молчаливый диалог с ним («Жюстин Дьель» - 1889, «Портрет месье Буало» - 1893), и картины, где персонажи находятся в какой-нибудь обычной для себя ситуации, в окружении привычных вещей, которые свидетельствуют о профессии, повседневных занятиях и привычках. Для примера можно назвать такие полотна Тулуз-Лотрека: «Гостиная в Шато дель Мальроме» (1886 – 87), «Дезире Дио» ( или «Чтение газеты в саду» - 1890), «Портрет мадам де Горцикофф» (1893).
Чтобы сосредоточить внимание на внутренних переживаниях своих героев, на их неповторимых личностных качествах, художник делал их внешние черты несколько размытыми, а фон – абстрактным. Позднее фоном для таких портретов становились предметы обихода или интерьеры, подчеркивающие внутреннюю индивидуальность персонажей. Одной из особенностей портретной живописи Тулуз-Лотрека является тот факт, что он нисколько не приукрашивал изображения моделей, иногда они даже кажутся грубоватыми и непривлекательными. Но симпатия и неподдельный интерес художника к своим персонажам явственно чувствуется в каждом портрете («Туалет» - 1889, «Рю де Мулен» - 1894).
↑ Особенности палитры
Не особенно интересуясь проблемой светового воздействия на изображаемые предметы, фигуры и лица, Тулуз-Лотрек с годами все более тяготел к светлой палитре, к утонченным сочетаниям нескольких цветов. Синтез зеленого с фиолетовым на большинстве картин стал почти визитной карточкой творчества Тулуз-Лотрека.
↑ Афиши
Современники высоко ценили творчество Тулуз-Лотрека, в том числе и его вклад в развитие жанра афиши. Он создал около тридцати афиш. Они ярко выразили его талан рисовальщика, его блестящее владение линией, прихотливо извивающейся по силуэту модели. По существу, это великолепные образы неподражаемого творчества Тулуз-Лотрека, изысканной декоративности его живописи и графики.
↑ Смерть
Инвалидность и несостоявшаяся в связи с этим личная жизнь художника привели его к алкогольной зависимости. Умер он от сифилиса в возрасте 37 лет в родительском имении. Мир признал талант Тулуз-Лотрека, спустя много лет после его смерти.