Поль Сезанн
Содержание:
↑ Начало пути
Французский живописец – постимпрессионист Поль Сезанн родился 19 января 1839 г. в Экс-ан-Провансе в семье финансиста. Образование получал в коллеже вместе с Эмилем Золя, который стал его другом на долгие годы. В 1858 г. он работал в отцовской конторе и одновременно занимался в Муниципальной школе рисования.
В 1861 г. Сезанн решился поехать в Париж, чтобы учиться живописи, но в Школе изящных искусств провалил вступительные экзамены. Возвратившись домой, он недолго работал в банке, а потом вернулся в Париж. Там он начал посещать студию Сюиса, где за доступную цену можно было работать с обнаженной натурой. Между тем, Сезанн пристально следил за событиями в художественной жизни, часто бывал в знаменитом кафе Гербуа, где встречались художники. Особенно близким ему было творчество свободолюбивого романтика Делакруа и реалиста Курбе с его правдивыми образами простых людей.
Как и все художники, Сезанн много времени уделял копированию. Работая в Лувре, он копировал картины великих мастеров: Веронезе, Караваджо, Креспи, Тинторетто и других. Самостоятельно осваивая живопись, Сезанн искал свой путь, свой стиль, свой почерк.
↑ Влияние импрессионистов
Школьный друг Эмиль Золя познакомил Поля Сезанна с будущими импрессионистами Мане, Ренуаром, Моне, Писсаро и несколькими другими художниками. Сезанн вместе с новыми друзьями выставлял свои картины в 1874, 1877 годах, но их главный принцип – зафиксировать, поймать мимолетное состояние природы – не стал его путеводной звездой. Он продолжал учиться на примерах своих кумиров – Пуссенна, Энгра, ног и творчество импрессионистов не было ему безразлично. Он, например, писал вариации картин Мане: «Завтрак на траве», «Новая Олимпия» и другие.
↑ Романтические темы
1860 – ые годы творчества Сезанна имели черты романтизма. Он тяготеет к темам, связанным с исключительными ситуациями: «Убийство» (1867 – 1870), «Натюрморт с черепом и подсвечником» (1865 – 1867), «Оргия» (1864 - 1868). Кроме того, в эти годы он занимается портретной живописью. Например, он написал большой «Портрет отца», датируемый приблизительно 1867 годом (Сезанн очень часто вообще не обозначал дат на своих холстах). Этот портрет художник специально писал на большом холсте, подчеркивая значительность своего труда и, может быть, доказывая отцу, что не ошибся в выборе профессии.
На его картине «Девушка у пианино» (1869) изображены мать и сестра художника, а пустое кресло – это напоминание об отце. Романтический Вагнер, культивируемый во Франции того времени, звучит в комнате со скромным провинциальным интерьером (второе название картины «Увертюра к Тангейзеру»). В конце 60-ых – начале 70-ых годов Сезанн обратился к популярной теме «купальщиц», которая в дальнейшем станет для него одной из любимых.
↑ В 1870-ых годах
В начале 1870-ых годов у Сезанна появилась семья. Его женой стала Мари – Гортензия Фике, которая родила ему сына Поля. Жена и сын, кстати, будут постоянными моделями художника. Семья жила в Понтуазе, Овере вблизи реки Уазы. Тут постоянно работали импрессионисты. Сезанн тоже начал практиковать этюды на фоне пейзажей, освоил технику мелкого мазка. Одна из самых близких к импрессионизму – его картина «Дом повешенного» (1873). Из уроков Писсаро Сезанн вынес внимательное отношение к организации пространства пейзажей.
↑ Зрелое творчество
Следующий, более зрелый период творчество Сезанна отмечен большим количеством натюрмортов («Ваза с фруктами», например), серией автопортретов, пустынных пейзажей, на которых даже дома выглядят необитаемыми. В позднем творчестве Сезанна видится увлечение фигурными жанрами. Об этом свидетельствуют его картины «Пьеро и Арлекин» (1888), «Игроки в карты» (1890 – 1892), несколько портретов, требовавших многочисленных сеансов позирования «Портрет Г. Жеффруа» (1895), «Портрет А. Воллара» (1899), композиция «Большие купальщицы» (1898 – 1905), где обнаженные натуры написаны по воображению, с деформированными, экспрессивными фигурами и надуманными позами.
Слава настигла Сезанна в конце его жизни. К нему ездили художники, коллекционеры, критики. Его творчество повлияло на многих художников того времени. Умер Сезанн в 1906 году, не завершив многих работ, от осложненной простуды.