Томас Гейнсборо
Содержание:
Известный английский живописец 18 века Томас Гейнсборо оставил богатое творческое наследие. Его произведения наполнены чувствами, настроением, полны тонкого лиризма и поэтичности. Все чаще современные издатели классической английской литературы выносят на обложку книги иллюстрации его произведений. Приятно взять в руки прекрасно изданный роман Джейн Остин, Диккенса или Теккерея, и сознавать, что ты имеешь возможность насладиться одновременно произведением литературы и великолепным творением мастера живописи.
↑ Жизнь и творчество
Томас Гейнсборо родился в 1727 году в Суффолке. Его семья не испытывала материальных затруднений, ведь профессия отца - торговца сукном, была довольно прибыльным занятием. Поэтому молодой Томас имел возможность учиться живописи в Лондоне у французских живописцев. Смерть отца сделала невозможным дальнейшее обучение, и молодой художник возвращается в родные края. Он находит большое количество желающих заказать портрет среди местных дворян и духовенства. Это позволяет иметь не очень большой, но стабильный заработок.
Кроме возможности обеспечивать жизнь и не бедствовать, эти заказы позволяют Гейнсборо оттачивать мастерство рисовальщика и живописца. Постепенно из создаваемых художником портретов уходит жесткость и статичность. Они приобретают не только поразительное сходство, но так же свежесть и живость индивидуальной манеры автора.
В 1759 году Гейнсборо переезжает в Бат, бывший модным и популярным курортом. Число его заказчиков увеличивается, теперь это в основном, английская знать, которая считает необходимым пополнять картинную галерею своих родовитых предков и Гейнсборо отличный кандидат как исполнитель, поэтому стабильно обеспечен работой. В этот период на его творчество заметное влияние оказывает Антонис Ван Дейк и в произведениях Гейнсборо появляются утонченно – элегантные нотки. Это, естественно, добавляет великолепия и шарма в его картины.
Гейнсборо не прибегает к помощи помощников для написания фона или драпировки, он сам прекрасно передает фактуру великолепных тканей – шелка, атласа, кружев, бархата, золотого шитья. Но ему также удаются и пейзажные фоны. Пример этому картина, написанная в 1749 году и находящаяся сейчас в Национальной галерее Лондона, «Сэр Эндрью с женой». На картине помещик с молодой женой присели отдохнуть на опушке, очевидно после охоты, потому что рядом с ними ружье и охотничья собака. В глубине картины, фоном, видно поместье и поля со снопами сжатой пшеницы. Миссис Эндрью в великолепном атласном платье с чудесным рисунком. Этот парный портрет великолепный пример чувства стиля, цвета и умения мастерски владеть кистью.
Не смотря на то, что Гейнсборо прекрасный портретист, его истинное призвание – изображать английскую природу. Передавать ее неброскую, но такую, чисто английскую красоту. Не важно, что художник рисует на холсте – старинный парк или лесную опушку, в его творениях, прежде всего, сквозит дух Англии.
↑ Гейнсборо - пейзажист
С конца 1760-х годов Гейнсборо пишет целую серию пейзажей и начинает принимать участие в ежегодных выставках. Среди его пейзажных композиций самое известное произведение "Телега с урожаем”, которая находится в галерее Бирмингема. В 1774 году Гейнсборо перебирается в Лондон, становится членом Королевской академии искусств, но к своим обязанностям относится с небрежностью и это становится причиной его разрыва с Академией, которая произошла через 10 лет.
Гейнсборо самостоятельно устраивает выставки своих картин в собственной мастерской. Поздние работы художника построены на гармоничном сочетании холодных тонов – голубовато-серебристых, жемчужных, оливково-серых. Все эти тона присущи для типично английской природы – рассеянный свет, влажный воздух смягчают очертания предметов. На фоне таких пейзажей выгодна утонченность, изящество, рафинированность изображаемой модели.
↑ Портрет герцогини де Бофор
Великолепный портрет в истинно живописной манере Гейнсборо можно увидеть в одном из залов Эрмитажа. Это портрет герцогини де Бофор, известный как «Портрет дамы в голубом». Очаровательную пленительность передают ослепительно свежее, нежное лицо с налетом легкого румянца, живые и, одновременно, задумчивые карие глаза. Благородство ее облика усилено переливами от белых до жемчужно-серых и голубоватых тонов ее одежды. Этот портрет давно ушедшей женщины не покидает ощущение жизни, гармонии и красоты.
Томаса Гейнсборо не стало 2 августа 1788 года. Он не оставил после себя знаменитых учеников и последователей, но без картин Гейнсборо немыслимо говорить об английской живописи.