Французские танки
- 29-08-2013, 11:46
- 138
- 0
После окончания Первой мировой войны правительством Франции была принята долгосрочная программа послевоенного танкостроения.
Одной из основных задач, стоявших перед французскими конструкторами, было создание танка нового типа, занимающего промежуточное место между легкими танками и тяжелыми «танками-крепостями». Боевая машина должна была параллельно выполнять две функции – боевую поддержку пехоту и борьбу с бронетехникой противника. Создание нового танка тормозилось рядом причин, основными из которых были недостаточное финансирование военной промышленности и недовольство со стороны Лиги Наций, видевшей в создании столь мощной боевой машины подготовку к полномасштабной войне со стороны Франции. Тем не менее, в 1924 году в министерство обороны для рассмотрения поступило несколько прототипов от ведущих французских корпораций, занимающихся производством вооружения. Из-за недостатка средств первый из прототипов был изготовлен лишь в 1929 году. В ходе проводимых военных испытаний опытные образцы улучшались и модернизировались. В результате всего этого в 1934 году, спустя более чем тринадцать лет с момента начала разработки, на вооружение был принят тяжелый танк В1. В 1935 году боевая машина поступает в массовое производство, ведущееся на заводах пяти промышленных компаний.
Боевая масса танка составляла 32 тонны. Основным орудием служила 75-мм пушка, расположенная в кормовой части боевой машины, в которой также крепился 7,5-мм пулемёт. Боекомплект основного орудия составлял 74 выстрела осколочно-фугасными снарядами. Во вращающееся башне располагалось вспомогательное орудие, представленное 47-мм пушкой. Экипаж боевой машины насчитывал четыре человека – командира танка, водителя-механика, который также выполнял функции стрелка из основного орудия, радиста и заряжающего орудия. При передвижении по шассе танк развивал скорость до 28 км/ч.
Начиная с 1937 года начал производиться модернизированный вариант В1, получивший название B1 bis, ставший самым массовым вариантом данной боевой машины. Лобовая броня нового танка была увеличена до 60 мм. Также, он был оснащен улучшенным длинноствольным дополнительным орудием, пробивавшим броню любого немецкого танка того времени, и более мощным двигателем.
Всего к началу войны было выпущено 403 танка В1.
Также, говоря о наиболее боеспособных французских танках Второй мировой, необходимо сказать про средний танк S 35, получивший также название «кавалерийский танк». Первые прототипы были созданы в 1935 году, а в 1938 году было налажено массовое производство новой боевой машины. К моменту начала Второй мировой было выпущено 427 танков S 35.
Боевая масса S 35 составляла 19,5 тонн. Экипаж танка состоял из трех человек – командира танка, выполнявшего функции стрелка, который размещался в башенном отделении, механика-водителя и радиста, частично выполнявшего функции заряжающего, находившихся в отделении управления. Роль основного орудия выполняла полуавтоматическая 47-мм пушка, отлично пробивавшая броню немецких танков. Боекомплект пушки составлял 112 выстрелов бронебойных снарядов и осколочных гранат. Дополнительным вооружением служил 7,5-мм пулемет. При передвижении по шоссе танк развивал скорость до 37 км/ч. Лобовая броня S 35 составляла 36 мм.
Благодаря сбалансированной подвижности, защищенности и огневой мощи, S 35, по оценкам многих историков и военных экспертов, признан одним из лучших танков к моменту начала Второй мировой войны, и лучшим среди всех французских танков первой половины двадцатого века.