Мадонна Литта
Содержание:
Мадонна Литта - одно из произведений Леонардо да Винчи, которое традиционно датируется концом XV века.
Однако есть основания считать, что картина была написана после 1506 года, когда Леонардо получил заказ на написание «мадонны с младенцем» от французского короля Людовика XII и от папы римского Льва Х.
Ребёнок на картине покоится на руках матери, а не сидит у неё на коленях, как это было на других полотнах художника.
↑ Сюжет картины
«Мадонна Литта» представляет, казалось бы, обычный иконописный сюжет – богоматерь с младенцем-Христом на руках. Фигуры находятся на чёрном фоне, который кажется ещё глубже за счёт двух сводчатых окон, из которых льётся голубой свет.
За окнами заметен пейзаж. Фигуры матери и ребёнка освещены светом, который льётся как бы спереди, со стороны зрителя. Лицо Мадонны, изображённое в профиль, одухотворённое и задумчивое, на её лице отсутствует улыбка.
Младенец смотрит на зрителя; такая поза маленького Христа позаимствована из ранней христианской иконографии, о которой Леонардо, видимо, имел представление. Правой рукой ребёнок придерживает грудь матери, а в левой находится щеглёнок.
картина Мадонна Литта фото
Птица на картине тоже, видимо, навеяна раннехристианской традицией, в которой она символизировала человеческую душу. Но ребёнок не просто находится в материнских руках. Перед нами момент отлучения младенца от груди, достаточно драматический.
Это видно из того, что на матери надета красная сорочка с двумя специальными разрезами, через которые удобно кормить ребёнка грудью; разрезы аккуратно зашиты, а это значит, что младенца решают больше не кормить грудью, однако правый разрез спешно разорван, что говорит о том, что мать решила вскармливать грудью дальше.
↑ Авторство картины
Необычные для Леонардо композиционные решения и детали картины заставили учёных сомневаться в том, что «Мадонну Литта» написал именно он. 1. Уже упоминавшаяся «нестандартная» для Леонардо поза младенца;
2. Непрописанные складки одежды и детали фона, который остаётся просто чёрным, если не считать сводчатых окон.
Атрибуция картины может быть доказана на основании имеющихся эскизов. Так, рисунок головы Мадонны, принадлежащий Леонардо, хранится в Лувре. Однако имеются подготовительные изображения младенца, выполненные Больтрафио – учеником мастера. Из этого следует, что по крайней мере частично картина написана именно этим учеником.