Иоанн Креститель Леонардо да Винчи
Содержание:
Иоанн Креститель Леонардо да Винчи – картина великого мастера, относящаяся к позднему периоду его творчества.Написана в 1508 - 1513г на деревянной основе
Несмотря на то, что её название указывает на религиозное содержание, портрет Иоанна Крестителя предстаёт в весьма странном виде.
↑ Описание картины
Иоанн Креститель по версии позднего Леонардо – это изнеженный юноша с длинными вьющимися волосами и красивым, женственным лицом. Улыбка тоже необычна, для изображения Святого.
Он предстаёт почти в обнажённом виде, тело частично прикрыто шкурой. О том, что это именно Иоанн Креститель, говорит лишь традиционный жест – правая рука, направленная вверх.
С таким жестом в то время было принято изображать этого святого. Впрочем, в других произведениях Леонардо такой же жест принадлежит и другим персонажам – Христу, Мадонне.
Для полотен Возрождения и, в частности, для самого Леонардо были характерны пейзажи, служащие фоном. Здесь же этого нет – фон абсолютно чёрный. Это позволяет зрителю сконцентрироваться на самой фигуре Иоанна, которая реализована с применением традиционной для мастера техники сфумато – очертания плавно тают в условном воздухе.
Изнеженность Иоанна на картине не является случайностью. Моделью, вероятнее всего, послужил Салаи – самый известный и самый любимый ученик Леонардо.
↑ Леонардо – маньерист
То, что картина написана не в характерном для Леонардо стиле, говорит о вырождении в нём классических принципов. Здесь художник, по существу, выступает как один из основоположников маньеризма – стиля, знаменующего собой переход от искусства средневековья к искусству Нового времени.
В этом портрете заметны многие типичные элементы маньеризма:
- Несоответствие «духовного» и «телесного»;
- Вольное использование классического культурного наследия.
Отсутствие фона и вовсе предвосхищает барочное искусство XVI – XVII веков. Однако пропорции тела, техника исполнения и цветовое решение картины остаются классическими.