Евпатий Коловрат
Содержание:
Евпатий Коловрат – личность скорее легендарная, чем историческая. О нём мало что известно историкам, немного сохранилось и текстов – письменных и устных, в которых этот рязанский князь бы упоминался.
Евпатий Коловрат фигурирует в народном рязанском сказании и в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной довольно поздно – только в XVI веке, через три столетия после предполагаемого подвига.
И хотя в этих памятниках, по сравнению с другими средневековыми текстами, фантастических деталей практически нет, описываемые события всё равно кажутся неправдоподобными.
Это и понятно – народные сказания отражают чувства и эмоции простых людей, впавших в отчаяние из-за какого-либо бедствия, поэтому почти всегда содержат иррациональный сюжет; а летописи, хроники и прочие средневековые исторические сочинения основывались на тех самых народных сказаниях, рационального научного метода древняя история ещё не знала.
Легендарность фигуры Евпатия подтверждается тем, что он упоминается вместе с рязанским князем Ингварем Ингваревичем, существование которого нынешними историками отвергается (он отождествляется с собственным отцом – Ингварем Игоревичем, также рязанским князем, умершим в 1235 году.
↑ Рязанское княжество
В феодальной раздробленности Древней Руси и последующем нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов; поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков.
В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством. Кроме того, ранее Рязанское княжество находилось в составе Владимирского, близкие отношения с которым рязанцы продолжали сохранять и в период независимости.
↑ Нападение
«Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает, что когда татарский хан подошёл к Рязани и потребовал десятую часть богатства, князь был в нерешительности. С одной стороны, он одарил Батыя подарками и послал к нему сына Фёдора для переговоров, а с другой стороны – обратился за помощью во Владимир и Чернигов.
Хан остался неумолим; не получив желаемого, он убил Фёдора и ворвался в город, население которого полностью уничтожил. Но тексты «Повести» и народного сказания говорят, что некоторая часть рязанцев пряталась за пределами города, а некоторые отлучились в другие места по делам. Все они, конечно же, выжили и в будущем составили ополчение, вышедшее сражаться с Батыем.
Не было в городе и приближённого рязанского князя – боярина Евпатия Коловрата, который находился как раз в Чернигове. Получив известие о разорении родного города, он поспешил туда. Застав Рязань опустошённой, он собрал всех, кто остался в живых, и отправился в погоню за татарским войском. Захватчики, видимо, не ожидали такого выпада, поэтому уходили не спеша, радуясь своей победе.
Евпатий Коловрат со своим «малым войском», которое составляло, по некоторым данным, всего 1700 человек, напал на татарский арьергард на территории Суздальского княжества и весь его перебил. Текст повествует, что сражались воины князя столь свирепо и нещадно, что их мечи тупились, и тогда они отбирали мечи у татар и били врага ими. Батый впал в изумление от этого поступка.
Поняв, что рязанский воевода – человек непростой, он отправил ему навстречу Хостоврула, брата своей жены. Тот хвастливо пообещал хану, что приведёт Евпатия к нему живым. Однако вместо этого он погиб, сразившись с ним один на один: Евпатий рассёк его мечом пополам, прямо до седла. Хостоврул привёл с собой большой отряд, который воины Евпатия беспощадно перебили, несмотря на значительное превосходство врага в числе.
Рассказ сообщает, что погубить Евпатия татары смогли только с помощью «пороков» - камнемётных орудий, которые обычно использовались для штурма крепостных стен. Батый был так поражён храбростью русских воинов, что решил отдать тело Евпатия русичам, чтобы они его с честью похоронили, и отпустил их с миром.
↑ Датировка «Повести о разорении Рязани Батыем»
К датировке исторического памятника, сообщающего о подвиге Евпатия Коловрата, учёные пришли не сразу. Были те, кто считал, что она написана «по горячим следам», то есть в XIII веке. Другие выдвигали версии, относящие повесть к XIV и даже к XV веку. Установить точную дату написания произведения современным учёным помогли сопоставительный анализ его с другими произведениями древнерусской литературы и другие соображения.
Вот некоторые из них:
Текст имеет совпадения с другими воинскими повестями Древней Руси, насыщен шаблонами и штампами, характерными для литературных памятников XV – XVI веков;
Автор повести красочно описывает отвагу и гибель русских воинов, поэтично изображает сражение, однако забывает и путает имена фигурировавших в событии князей, воевод, бояр и церковных деятелей, путает их родственные связи, следовательно, он явно описывал «дела давно минувших дней»; Для автора повести важна назидательная, богословская составляющая рассказа, он предпринимает попытку философски осмыслить описанные события, всё это не могли сделать жители разорённой Рязани и близлежащих городов в XIII веке: испытывавшему бедствия русскому народу было не до философских размышлений.
Воспитательная направленность рассказа, в свою очередь, является объяснением того, почему автор повести не стремился подробно изучить и отразить исторические реалии; Назвать рязанское войско в 1700 человек «малой дружиной» мог лишь автор, живший в «послемонгольское» время, когда русские земли объединились и создали некое подобие постоянной армии. В условиях феодальной раздробленности XIII века отряд в 1700 человек – это огромная толпа, составляющая значительную часть населения среднего княжества.