Эсхил
Содержание:
Эсхила считают отцом античной трагедии, а также драматического искусства вообще.
Это один из самых древних греческих авторов, живший в VI – V веках до нашей эры.
В своё время он, конечно, был не единственным поэтом и драматургом, однако быстро стал королём афинской сцены и затмил всех своих талантливых современников.
↑ Эсхил – воин и гражданин
Ряд произведений Эсхила посвящён историческим событиям, в частности – военным походам. Такова, к примеру, трилогия «Орестея», рассказывающая о судьбе Агамемнона и его сына Ореста – знаменитых правителей Древней Греции. Однако Эсхил не был простым рассказчиком: он неоднократно участвовал в кровопролитных сражениях, защищая свою родину.
Его брат Кинегир был героем Марафонской битвы; ещё один брат, Филокл, и сын Эсхила Эвфорион также были известными поэтами и драматургами. Являясь представителем аристократического класса, Эсхил, вероятно, входил в состав ареопага – высшего органа афинской власти. Отражением его гражданской и военной активности и были его трагедии, заставлявшие зрителя задуматься о серьёзных вещах.
↑ Нововведения Эсхила в драматургии
Во времена детства и юности Эсхила в Греции были широко распространены народные театральные действа. В Афинах это были дифирамбы – «экстатические» песни, сопровождавшие торжества в честь Диониса; в Пелопоннесе – «сатировская драма», более весёлого и игривого содержания, участники которой наряжались в шкуры козлов – по-гречески «трагос», отчего происходит второе название этой драмы – «трагедия», то есть «песнь козлов».
Постепенно обе традиции получили популярность во всей Греции и начали соревноваться друг с другом. Впоследствии Эсхил «примирил» дифирамб и сатировскую драму, составляя из своих произведений тетралогии. Первые три пьесы в них были «высокого» содержания, а четвёртая, в качестве заключения, - лёгкого, комического. В результате наименование «трагедия» распространилось вначале на всю тетралогию, а затем стало ассоциироваться только с «высокими» пьесами.
↑ Что же нового ввёл Эсхил в древний театр?
- Актёр. «Первобытные» пьесы – это хоровые песнопения, в которые позже добавляется корифей, который руководил пением и вставлял в лирику песни эпические вставки. Эсхил добавил в действо актёра, который появлялся то в одной, то в другой роли и завязывал драматический диалог с корифеем. Впоследствии количество актёров увеличивалось;
- Составление тетралогий, о чём говорилось выше. Иногда произведения в них были объединены общим сюжетом и героями, а иногда сюжеты были самостоятельными, но прослеживалось единство идейное. Заключительная пьеса (собственно «трагедия») могла продолжать линию трёх первых, а могла представлять собой отдельную историю;
- Смешение жанровых особенностей. «Высокие» пьесы Эсхила продолжали афинскую традицию, но в них добавилась строгая ритмика и гармония, присущие сатировской драме;
- «Добавление Гомера» - то есть включение в действо легендарно-исторического эпоса, создателем которого (или собирателем) в тогдашней Элладе считался Гомер. До Эсхила эпические вставки не играли существенной роли в представлении, теперь же исторические и мифологические события стали его содержанием.
В связи со сказанным выше менялась и структура представления: теперь актёры не только рассказывали что-то, но и показывали, совершали действия. Вначале действий было мало, они были какими-то робкими, но постепенно активность героев усиливается.
↑ «Прометей прикованный»
Это одна из самых известных трагедий Эсхила, входящая в тетралогию «Прометея», из которой дошла до нас только она. «Прометей прикованный» - также одна из самых грандиозных по замыслу трагедий драматурга. На первый взгляд, она воспевает человека, ради возвышения которого Прометей пошёл на верную смерть.
Однако в остальных пьесах тетралогии становится понятно, что смысл произведения куда сложнее. По сути, Прометей спасает самого Зевса, поскольку через человека верховный бог может избавиться от неминуемой гибели. Зевс же, не зная предначертанной ему судьбы, подвергает своего спасителя мучительной казни.