5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Аменхотеп III


Аменхотеп III фотоАменхотеп III – древнеегипетский фараон, при котором государство достигло своего расцвета.

 

Об этом говорят грандиозные архитектурные сооружения, множество скульптур, предметов роскоши и других произведений искусства, созданные при Аменхотепе и дошедшие до наших дней.

 

Вместе с тем Аменхотеп был склонен нарушать традиционные устои египетского общества и предвосхитил религиозную реформу, проведённую его сыном Эхнатоном. Это во многом загадочная и противоречивая фигура.

 

Ранние годы

 

Родился Аменхотеп в 1388 году до нашей эры в семье Тутмоса IV, принадлежавшего к династии Тутмосов, и его «великой жены» Мунтемуйи.

 

Из изображений того времени можно понять, что он взошёл на престол очень рано, будучи подростком; это подтверждается и тем, что Тутмос умер слишком рано и не успел оставить наследника зрелого возраста.

 

Регентшей при новом фараоне была, конечно же, его мать Мутемуйя. Воцарение Аменхотепа прошло мирно и благополучно: никто из высших чиновников и жрецов уволен не был, а Птахмеса – главного жреца Амона, занявшего эту должность ещё при Тутмосе, - Аменхотеп сделал ещё и своим чати (визирем) и градоначальником Фив.

 

Тейе

 

Аменхотеп женился очень рано – в первый год после восшествия на престол. Его избранница вызвала некоторое смятение в глазах окружающих. В то время было заведено так, что фараоны женились в основном на своих родственницах, чтобы сохранить чистоту царской крови, или в крайнем случае на девушках из знатных семей.

 

Тейе (Тия), супруга Аменхотепа, была взята им, так сказать, из самых низов: её родители служили при храме Амона на невысоких должностях (так, отец был заведующим скотного двора), а по происхождению кто-то из них мог и не принадлежать египетскому народу. Таким образом, с самого начала своего правления Аменхотеп проявил себя как нарушитель традиций египетского общества, освящённых религией.

 

Несмотря на незнатное происхождение, Тейе была женщиной очень умной и энергичной. Вскоре она стала принимать самое активное участие в государственных делах; Аменхотеп постоянно с ней советовался, что также не особо одобрялось некоторыми придворными.

 

Другие жёны

 

У Аменхотепа были и другие жёны. Две из них – это Келу-хебе и Таду-хебе, сестра и дочь царя Митанни Тушратты. При этом Тушратта и Аменхотеп обменивались письмами, в которых клялись друг другу в великой дружбе и любви. Номинально Аменхотеп взял в жёны также своих двух дочерей и мать Мутемуйю, всем им присвоив звание «великих». Это было ритуальной традицией и в то же время давало матери и дочерям большие полномочия при дворе.

 

Аменхотеп также взял в жёны сестру и дочь вавилонского царя Кадашман-Энлиля. Это событие также сопровождалось перепиской, из которой становится ясно, что правители поначалу не очень жаловали друг друга. Впоследствии они помирились, но когда Кадашман-Энлиль захотел взять в жёны дочь фараона, тот ему отказал, написав, что это было бы слишком низко для царской дочери – отдаваться правителю чужой страны. Не согласился он и подарить Кадашману золото в обмен на его дочь. Настолько своенравен и горд был Аменхотеп.

 

Египетский «король-колнце»

 

Аменхотеп III развернул грандиозное строительство и предпринял ряд военных походов, закончившихся присоединением к Египту новых областей и получением богатых трофеев. Богатство и слава укрепили царя в мыслях о своей божественности. В результате в Египте установился самый настоящий культ Аменхотепа, которого сравнивали теперь с самим Ра – богом солнца.

 

 

 Аменхотеп III фото

Аменхотеп 3 фото

 

В большей степени культ затронул завоёванную Нубию, где таким же образом почиталась и Тейе, однако и в Фивах был установлен идол фараона, перед которым совершались молебны. В Нубии Тейе инициировала строительство огромного храма, посвящённого себе, и сама руководила строительными работами.

 

В этот период в египетском пантеоне возвышается фигура Атона – обожествлённого солнечного диска, с которым и сравнивался фараон. Атон был известен и прежде, но был малозначимым богом. Впрочем Аменхотеп не отказывался и от других богов. Известно, что он особенно чтил Маат – богиню правды, имя которой входило в три из пяти его официальных имён.

 

Волнения

 

Несмотря на внешний блеск и величие, эпоха Аменхотепа не была абсолютно мирной и спокойной. Как в самой метрополии, так и в азиатских владениях Египта вспыхивали волнения. 

  • В Двуречье возникло самопровозглашённое государство Амурру, населённое хапиру – «изгоями». Это были кочевые племена различного происхождения, подобные средневековым русским казакам или разбойникам. Хапиру сражались против царской власти вообще и египетской в частности.
  • О своих территориальных претензиях заявило Хеттское царство, которое вторглось в пределы Митанни, дружественной Египту. 
  • Внутри Египта нарастало противостояние старой знати и новых служилых социальных слоёв, возвысившихся при Аменхотепе. «Предводительницей» этой новой знати фактически была Тейе – царица незнатного происхождения.

 

Последние годы

 

Умер Аменхотеп, по-видимому, в возрасте 40 или 50 лет. В последние годы он страдал какой-то болезнью и изрядно потолстел. Для излечения фараона его митаннийский «брат» прислал ему статуэтку Иштар, попросив после использования возвратить её обратно.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История