Джон Браун
Содержание:
Джон Браун (1800 – 1859), он же Старик Браун и Капитан Браун – знаменитый американский аболиционист. Так называют людей, борющихся за уничтожение рабства.
В США XIX века аболиционистское движение постепенно росло, несмотря на сопротивление властей. Браун был одним из первых белых жителей США, боровшихся за отмену рабства и гражданские права для чернокожих.
↑ Биография
Родился Джон Браун 9.05.1800г в Торрингтоне , штат Коннектикут. Его дедом был капитан, который также носил имя Джон Браун.
Некоторое время считалось, что это был тот самый Джон Браун, который во время Американской революции за свои лоялистские воззрения сидел в тюрьме с Клавдием Смитом (точнее, причиной ареста была кража скота).
Впоследствии было установлено, что это другой Джон Браун; путаница могла возникнуть из-за высокой популярности такого сочетания имени и фамилии в США. Вскоре его семья переехала в Хадсон, штат Огайо. Брауны занялись скотоводством, и Джону доверили ходить за стадом.
Среди местных жителей были индейцы, с которыми Брауны дружили. Видимо, уже в этой среде Джон воспринял мысль о равенстве людей всех цветов кожи. По совету одного из индейцев отец Джона занялся выделкой кож, что принесло ему неплохие деньги. Так получилось, что в 12 лет Джон поступил в американскую армию вместо отца.
В то время шла Англо-Американская война. Через три года она закончилась, и юноша смог, наконец, вернуться домой и поступить в школу. Затем он перешёл в академию в Личфилде, однако проучился там недолго – закончились деньги. Джон хотел стать протестантским священником. Тем не менее, нужно было чем-то зарабатывать. Как и его отец, он с братом открыл кожевенную мастерскую, и поначалу дела шли хорошо.
Затем Джон Браун женился на Дайэнти Ласк и вместе с женой переехал в небольшое селение в Пенсильвании. Здесь он построил дом и также основал кожевенную мастерскую, на которую принял 15 работников. В дальнейшем он строил и продавал аналогичные фабрики, занимался торговлей недвижимости и выращиванием овец, но всё это вдруг перестало приносить доход. И Брауну пришлось работать почтальоном.
Вместе с тем, несмотря на материальные трудности, он одержим идеей помощи неграм, для чего пытается построить для них школу. Материальное состояние Брауна ухудшалось, также как и физическое – он заболел; один из его сыновей умер. Однако он уже обрёл некоторую популярность как защитник негров: чернокожие американцы – беглые рабы – спасались в его доме от преследований.
После восстания Нета Тёрнера – чернокожего раба – количество таких беглецов в доме Брауна увеличилось. Браун вторично женился, а затем совершил очередной переезд в Огайо. Там он взял ссуду на покупку земли, но оказался в долгах. Необходимо было их выплачивать, а также как-то кормить семью, в которой уже насчитывалось 20 детей. Браун в связи с этим пытался работать в самых разных местах.
Тем не менее, его желание освободить рабов только крепло, превратившись в что-то вроде мании.
↑ Вооружённые восстания
Первой его подвижкой на поприще борьбы с рабством была организация Лиги самозащиты свободных негров и беглых рабов. Эта организация находила нелегальные транспортные пути, по которым чернокожие переправлялись с Юга на Север, где рабство уже было отменено. Но этого Брауну показалось мало: он считал, что окончательно рабство можно уничтожить только силовыми методами.
В результате он вместе со своими единомышленниками, среди которых были трое его детей, организует несколько вооружённых кампаний:
- Резня в Патаватоми (1856). Во главе небольшого отряда Джон Браун напал на поселение Патаватоми в Канзасе, в котором жили плантаторы-рабовладельцы. Пятерых поселенцев удалось зарубить саблями и топорами. Против маленького отряда аболиционистов была направлена более многочисленная вооружённая группа, но борцы с рабством расправились с ней и взяли в плен капитана Генри Пэйта.
- Нападение на арсенал в Харперс-Ферри (1857 – 1858). Проводилось как часть запланированного всеобщего восстания негров. Браун поселился под вымышленным именем неподалёку от Харперс-Ферри, в других местах поселились его сторонники. Достав определённое количество оружия, отряд Брауна совершил нападение на арсенал. В результате аболиционисты обрели огромный склад оружия.
- Захват поезда, следовавшего в Балтимор (1859). Эта операция оказалась неудачной – Браун зачем-то отпустил поезд; вследствие этого в Балтиморе и Вашингтоне узнали о нападении мятежников на арсенал.
- Пребывание в арсенале (октябрь 1859 г.). Это была последняя попытка мятежников противостоять посланным властями войскам. Восставшие не могли долго сопротивляться и вскоре сдали арсенал. Джона Брауна арестовали. Впереди его ожидали суд и казнь.
↑ Последняя речь на суде
В своей последней речи Джон Браун пытался убедить слушателей, что он собирался только лишь освободить рабов, причём сделать это мирным путём. Он всячески ссылался на «Библию», которая будто бы учит делать добро и помогать страждущим. Речь, однако, не убедила судей.
↑ Взгляды
Джон Браун действительно был религиозным человеком. Его пуританские предки вдохновлялись в большей степени Ветхим заветом, чем Новым; эта идеология передалась и Джону. В то же время он выступал за равноправие всех людей независимо от пола, национальности и вероисповедания; в частности, он добился, чтобы его дочери получили такое же достойное образование, как и сыновья.