Айседора Дункан
Содержание:
Айседора Дункан - танцовщица, была женой Сергея Есенина.
↑ Рождение Айседоры
Соединенные Штаты Америки, Калифорния, Сан-Франциско, 27 мая 1877 год - место и дата рождения уникальной танцовщицы, оставившей яркий, неизгладимый след в искусстве танца.
При рождении девочка получила имя Дора Энджела Дункан, её танец начался до появления на свет. Трудное детство и великая любовь матери, и необыкновенное трудолюбие сформировали образ девочки известной всем как Айседора Дункан.
Творческий поиск – это постоянное состояние Айседоры. С юных лет она танцевала свои неповторимые этюды, пытаясь добиться органически связанных, пластических движений, передающих внутреннее состояние человека.
↑ Начало танца
Хореографический талант Айседоры проявился в раннем детстве. Айседора выросла в бедности, но свобода и музыка, подаренная ей матерью, создали из неё гармоничную натуру, маленькая девочка очень рано поняла, что такое пластика движений, танец. Из соседских детей она организовала танцевальную группу. Это была её репетиция перед танцем в большой жизни.
Музыка и танец стали основной целью в её судьбе, школа закончилась в 13 лет. Чикаго и Париж – этапы её пути в поисках своего авторского стиля танца. Пытаясь покорить публику своим исполнительским стилем, Айседора выступала с танцевальными номерами, которые вызывали изумление. То, что преподносила Айседора Дункан публике, в то время представлялось экзотикой.
Танцовщица, облачалась в греческий хитон, танцевала босиком. Её свободный танец вызывал у публики массу эмоций.
↑ Эйфория танца
Чикаго разбил сердце юного дарования. Сердечная вспышка, пылкий роман с поляком Иваном Мироцкий, оказавшегося женатым, заставили юную Айседору уехать в Лондон. Предстоял этап покорения английской публики оригинальностью и необычайностью своего стиля. Айседора решила иллюстрировать своими танцами античные сюжеты Древней Греции.
Массу времени посвятила им Дункан, оттачивая силуэты античных оригиналов, подчиняя греческую Элладу музыке, которую она избрала для танцев. Это была классические симфонические, фортепианные произведения Штрауса, Бетховена, Мендельсона. Известная американская актриса Патрик Кэмпбелл, увидев на улице танцы Айседоры помогла ей получить доступ в салоны аристократического общества.
Первые выступления танцовщицы увенчались огромным успехом. Она танцевала в греческом одеянии – тонкой тунике, босиком. Мало кто знает природу босого танца. Однажды Айседора, выпившая перед выступлением бокал шампанского, что стало для неё традицией, облила напитком греческие сандалии.
Выходить и танцевать в мокрой обуви было невозможно, и танцовщица, сбросив ее, исполнила танец босиком. Так появилась в искусстве танца «божественная босоножка». Айседора с семьёй уехала в Грецию. Это было её танцевальное паломничество. В храме на холме Копанос, танцовщица-босоножка выступала в сопровождении хора мальчиков. В таком составе она представляла свои танцы в Мюнхене, Вене, Берлине.
Знакомство с режиссером театра Эдвардом Гордоном Крэгом в 1904 году переросло в любовную историю, которая закончилась рождением дочери. Круг знакомых Айседоры рос с каждой ей поездкой на гастроли. Концерты в Санкт-Петербурге в 1904 и в Москве в 1905 годах познакомили её со Станиславским.
↑ Трагедии в судьбе сильной женщины
Жизнь танцовщицы оказалась полной испытаний. Случайная гибель детей, дочери от театрального режиссера Гордона Крэга, и сына, родившегося от Юджина Зингера, наследника знаменитого мастера и изобретателя швейных машин, привели «танцовщицу-босоножку» к тяжелым последствиям. В поездке из Парижа в Версаль, после свидания с матерью, двигатель машины внезапно заглох, и водителю пришлось покинуть салон машины, чтобы устранить неисправность.
Внезапно тронувшийся с места автомобиль скатился с берега в Сену. Гибель детей нанесла Айседоре неизгладимую рану. С тех пор Айседора слышала похоронные марши, видела уходящих в воду детей. Не спасали её от этих видений творчество, работа, окружение.
В Россию с гастролями Дункан вновь приезжает в январские дни 1913 года. Этот период принес её знакомство с преемниками её таланта, которые открыли студии пластического танца Айседоры Дункан. С трепетом и надеждой Айседора «Божественная босоножка» приняла официальное приглашение наркома просвещения Российской Федерации Луначарского.
Создание танцевальной школы в Москве нарком гарантировал финансовой поддержкой. Однако поддержка правительства России в процессе становления танцевальной школы в России в 1921 году, было связано с такими проблемами, как голод, отсутствие возможности отапливать помещения, в которых должны были заниматься танцовщики.
Для проживания танцовщице предоставили квартиру балерины Императорского театра Екатерины Гольпер, эмигрировавшей из России. В первый год пребывания в России Дункан знакомится с поэтом Сергеем Есениным. Это знакомство через год переросло в официальный брак, который длился всего два года.
Несмотря на непростые отношения с Есениным, от Айседоры Дункан никогда не звучало отрицательных отзывов об их браке. Финал добра и красоты Айседора издаёт в России книги: «Танец будущего» в 1907 году и «Моя жизнь» в 1930 году. В этих произведениях она описывает своё воззрение на женщину будущего.
Дункан продолжала танцевать так, как хотела. Без лифа, в тунике и босиком. Её труд и стремление к высокой оценке её творчества принесли свои плоды. Гармонию души и тела, её талант оценили современники.
Гибель Дункан оказалась не менее трагичной смерти её детей. Любившая поездки в автомобиле, Айседора повязала свой любимый алый палантин, который нравился Есенину она обернула его вокруг шеи, забросив его концы за спину. От пальто она отказалась, считая шарф достаточно теплым.
Автомобиль тронулся, но тут же остановился. На его дверцу упала голова «божественной босоножки». Оказалось, что концы шарфа попали на ось колеса и, намотавшись на неё, затянули палантин на шее Дункан. Это случилось в Ницце 14 сентября 1927 года.
То, что создала талантливая танцовщица, намного опередило время. Школа пластического танца Айседоры в наши дни не что иное, как танец-модерн. Он не имеет особой популярности, но занял свою нишу в современном искусстве танца, имеет своих почитателей и поклонников.