София Слуцкая
Содержание:
София Слуцкая – княгиня Великого княжества Литовского, канонизированная православной церковью.
Настоящее имя её – София Юрьевна Олелькович-Радзивилл. Она была последней представительницей рода Олельковичей-Слуцких и женой известного польского дворянина Януша Радзивилла.
Начиная с середины XIX века образ Софии Слуцкой подвергся сильной мифологизации со стороны церковных служителей, которые видели в ней лишь заступницу православия в Великом княжестве Литовском; в связи с этим другие, более «земные» стороны биографии княгини стали замалчиваться и не брались в расчёт.
↑ Биография
Годы жизни Софии Олелькович-Радзивилл – 1585–1612. Была она потомком великого князя Ольгерда – прославленного литовского правителя, при котором границы страны были существенно расширены.
София была единственной дочерью слуцкого князя Юрия. Сведений о её крещении не сохранилось. Есть предположение, что она была крещена духовником семьи Слуцких – священником Малофеем Стефановичем, настоятелем храма святой Варвары в Слуцке.
Следовательно, крестить её могли либо в детинце (городском замке, кремле) города, либо в самом храме святой Варвары. Но это только предположения, поскольку о вероисповедании самой Софии точных сведений не сохранилось.
Девушка очень рано осиротела, в связи с чем воспитывалась родственниками. Однако она стала наследницей богатого достояния своего отца и двух дядей – Александра и Яна-Симеона.
Естественно, что к самой богатой невесте польского государства (а София стала именно таковой) начали свататься знатные женихи. А поскольку София была ещё малолетним ребёнком, над ней взяли опекунство известные деятели литовского княжества.
Последний опекун, Юрий Ходкевич, согласился выдать её замуж за князя Януша Радзивилла, поскольку находился у его рода в долгу. Договор был заключён в 1594 году, а дату свадьбы назначили на 1600 год, когда София достигнет совершеннолетия (15 лет). Однако в то время между Ходкевичами и Радзивиллами усиливался конфликт по поводу имения Копысь, а также других земель.
Два этих богатейших польско-литовских рода собирались начать войну, в которую было бы втянуто всё общество обеих стран. София пыталась своими речами примирить врагов; естественно, с большим вниманием она относилась к Ходкевичам, потому что состояла с ними в более близком родстве и потому что их репутация была менее прочной.
икона Софии Слуцкой фото
На брак же с Янушем Радзивилом она не соглашалась, напоминая о своём некотором родстве с ним и о том, что Януш был «еретиком» - протестантом-кальвинистом. Когда же конфликт достиг апогея и в Вильне появились войска противоборствующих сторон, Софии удалось окончательно примирить их. Великая бойня, которую со страхом ждали литовцы, не состоялась.
Помимо прочего, София внезапно дала своё согласие на брак с Янушем, в связи с чем конфликт Ходкевичей и Радзивиллов был полностью исчерпан. В дальнейшем оба семейства решали свои проблемы только с помощью мирных переговоров.
↑ Вероисповедание
София Слуцкая активно занималась благотворительностью и покровительствовала православным церквям и монастырям. Благодаря её заступничеству Слуцк остался единственным православным городом в Великом княжестве Литовском, не затронутым униатским движением. Из-за этого она и почитается православной церковью как святая.
Однако вероисповедание самой Софии – вопрос спорный. На это есть две версии:
- Княгиня была всё-таки православной. В качестве доказательства приводится письмо Януша Радзивилла папе римскому, в котором он просил разрешения на брак с представительницей «восточной веры». Однако письмо большинством историков считается поддельным, поскольку Януш к тому времени уже окончательно стал кальвинистом.
- Княгиня София была католичкой. Доказательств этой версии значительно больше. Об этом она сама заявляла на суде в 1600 году, объясняя своё нежелание выходить замуж за Януша: она назвала себя католичкой, а Януша – протестантом. Об этом есть соответствующая запись в документе. Кроме того, Кшиштоф Радзивилл-«Перун», родственник Януша, гарантировал княгине, что супруг не будет принуждать её к принятию протестантизма и обязуется содержать для неё католического священника. Ещё один документ регламентировал брачный обряд, и в нём сообщалось, что венчание пройдёт по католическому обряду.