Саид Нурси
Содержание:
Саид Нурси – турецкий богослов ХХ века, имеющий курдское происхождение.
Сторонники Саида Нурси пытаются представить его как настоящего учёного, который свои богословские изыскания основывал на рассудочном понимании религии и текста Корана.
Однако, открывая его книги, мы не найдём ничего похожего на научность; Нурси – богослов вполне традиционный, не брезговавший спекулятивными утверждениями.
↑ Неизлечимый провинциал
Родился Саид Нурси в 1876 году в горном селении Нурс, в честь которого и получил свою фамилию. В его семье было много детей, младшие из которых учились у старшего брата.
Детство и отрочество он провёл в родной семье и отличался наблюдательностью и любознательностью. Впоследствии он вспоминал, что население этой глухой османской провинции было тёмным и невежественным и имело лишь отрывочные сведения о физике, химии и астрономии.
Так, однажды жители селения наблюдали лунное затмение. Маленький Саид спросил у матери, почему луна исчезла, и та ему ответила, что её съела змея. «Но почему луну всё равно немного видно?» - настаивал Саид, на что мать ответила, что у небесных змей тело похоже на стекло и поэтому через него видно, что у них внутри.
О настоящей причине лунных и солнечных затмений Нурси узнал только через несколько лет, когда начал изучать астрономию. Впоследствии Нурси изучил ряд современных наук и вполне мог считаться образованным человеком. Однако даже после этого он оставался по своему мировоззрению провинциалом; не в силах жить в условиях современного города, он вёл в основном отшельнический образ жизни.
Он не принимал атеизм и рационализм и не мог понять, как сложился научно-технический прогресс, хотя и признавал положительный смысл этого явления.
↑ Исламский экуменист
Излагая в своём цикле «Рисале-и-Нур» своё толкование Корана, он настаивал на том, что мусульманское учение не одобряет всякого насилия и религиозной нетерпимости, уважает права человека. В связи с этим он считал, что все «люди писания» - то есть христиане, мусульмане и иудеи, должны объединиться в борьбе с безбожием и развратом.
С такими идеями он посетил Константинопольский патриархат, предложив православному лидеру подумать об объединении. Ни к каким существенным подвижкам визит Нурси не привёл, однако его мысли были созвучны решениям Второго Ватиканского собора, где также обсуждалась идея о христианско-мусульманском диалоге и содействии.
Будучи сторонником такого своеобразного экуменизма, Нурси, однако, был убеждён, что ведущую роль в мире будущего будет играть ислам. «В мире будущего будут править разум, наука и технологии», - писал он, однако во главе всего этого будет стоять Коран как книга, «основанная на разумных началах».
По его мнению, научные открытия в физике, химии, астрономии и математике докажут и подтвердят истинность Корана.
↑ Идеи, приписываемые Саиду Нурси
Некоторые российские эксперты считают книги Саида Нурси экстремистскими и требуют запрещения их на территории нашей страны. В частности, ими усмотрены:
- Дискриминация по расовому, национальному и религиозному признаку;
- Идеология пантюркизма и панисламизма.
Между тем другие эксперты, в том числе уполномоченный по правам человека В. П. Лукин, указывают, что книги Нурси относятся к религиозно-назидательной литературе и не содержат в своём тексте экстремистских элементов.