5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Рухолла Мусави Хомейни


Рухолла Мусави Хомейни фотоРухолла Мусави Хомейни – иранский религиозно-политический деятель, организовавший так называемую Исламскую революцию. В ходе неё был свергнут диктаторский режим шаха Пехлеви и провозглашена теократическая республика.

 

В новом Иране Хомейни, имевший титул «аятолла» (высший ранг шиитского духовенства), стал первым руководителем страны.

 

Биография

 

Рухолла Мусави родился в Хомейне, от которого и образовалась его фамилия. Его отцом был шиитский священник, считавшийся потомком седьмого «святого» имама Мусы и, следовательно, потомком самого Мухаммеда.

 

Когда Рухолла был маленький, его отец умер. Точная причина не установлена, но считается, что его убил агент, подосланный шахом, или умертвили землевладельцы-партнёры, с которыми он поспорил из-за урожая. Мать Рухоллы умерла, когда ему было пятнадцать лет.

 

Точная дата рождения Хомейни не установлена: он родился в период между 1898 и 1902 годом. Учился Хомейни в нескольких исламских учебных заведениях – в Хомейне, Эраке, Куме.

 

В религиозной школе Кума он в 23 года получил звание мутджахида, это означало, что он наделялся правом преподавать. Однако уже тогда он начал выступать против светского шахского режима, из-за чего права на преподавание был лишён. Дальнейшая его «педагогическая» деятельность проходила в подпольных условиях. Именно в этот период он и забрался на самый верх шиитской духовной «лестницы», удостоившись титула аятоллы.

 

Когда ему было 27 лет, он взял в жёны Хадижу, дочь другого аятоллы. Вместе с ней он поселился в Куме, где открыл собственное медресе, ставшее пристанищем радикально настроенных студентов-исламистов.

 

Борьба с «белой революцией»

 

В 1963 году шах Мохаммед Реза Пехлеви инициировал масштабный комплекс реформ, получивший название «белой революции». Политика правителя и до этого шла вразрез с традициями ислама: шах ненавидел религию и пытался покончить с ней раз и навсегда. Реформы 1963 года явились закономерным итогом устремлений прогрессивного монарха.

 

В частности, реформы подразумевали следующие шаги:

  • Основание огромного количества производственных предприятий, включая машиностроительные, металлургические, самолётостроительные и автомобилестроительные;
  • Иран должен был превратиться в крупную индустриальную державу;
  • Выкуп обрабатываемой земли у помещиков и продажу крестьянам по доступной цене;
  • Национализацию лесов и пастбищ, которые становились общественным достоянием;
  • Открытие высших учебных заведений, готовивших национальные кадры в разных сферах науки и производства;
  • Либерализацию всей общественной и политической жизни страны.

Всё это вызвало поддержку у прогрессивной части иранского общества, однако значительная часть народа, необразованного и отсталого по своей сути, воспротивилась шахским реформам. Одним из признанных «борцов за справедливость» и стал аятолла Хомейни. Начал он с выступлений, критикующих действия шахского правительства, за что несколько раз попадал в тюрьмы.

 

Полиция также совершила нападение на медресе Хомейни в Куме, при этом погиб один учащийся. Аресты и погромы духовного лидера вызывали массовые протесты, поэтому властям приходилось выпускать Хомейни на свободу. В конце концов его выслали в Турцию. Однако светская Турция, построенная Мустафой Кемалем Ататюрком, также не приняла священника-экстремиста, поэтому тот перебрался вначале в священный для шиитов иракский город Неджеф, а затем уехал в Париж.

 

Победа «исламской революции»

 

После отъезда Хомейни из Ирана массовые протесты только усилились. Работники нефтяных предприятий, бывших основой экономического процветания страны, объявили всеобщую забастовку. В результате шаху, его семье и сторонникам пришлось покинуть Иран. Образовавшийся политический кризис держался недолго: в январе 1979 году опальный аятолла вернулся и при участии своих единомышленников сформировал новое правительство.

 

Отныне Иран становился религиозной республикой во главе с духовенством. Все реформы шаха Пехлеви были отменены, жизнь в стране была подчинена жёсткому исламскому режиму. Аятолла был абсолютным правителем нового Ирана, однако не проживал в столице. Вначале он жил в Куме, а затем перебрался в пригород Тегерана. Там он и скончался в 1989 году от серьёзной болезни.

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История