Ибн Таймийя
Содержание:
Ибн Таймийя, полное имя которого Такиюддин Абу Аббас Ахмад ибн Абдулхалим аль-Харрани – арабо-мусульманский богослов XIII – XIV веков.
Его жизнь пришлась на время господства в исламском мире рационалистических учений, с которыми Ибн Таймийя пытался бороться.
Это было нелегко, поскольку калам (исламский рационализм) был официально узаконен правителями Сирии – вначале Айюбидами, а затем тюркскими султанами.
В государстве со времён халифа аль-Мамуна действовала так называемая «михна». Это особое испытание, которое были обязаны проходить богословы.
Если кандидат признавал, что Коран сотворён, ему «давали добро» на свою деятельность, а если не признавал сотворённость, то его преследовали как еретика и противника государственного режима.
Сотворённость Корана – это утверждение рационалистов, которые не признавали вечности «атрибутов божественности», в том числе речи. Михна являлась своеобразной инквизицией или цензурным комитетом.
За свои убеждения Ибн Таймийя, сторонник пуританского ханбалитского учения, неоднократно попадал в тюрьму; во время очередной своей «отсидки» он и умер.
↑ За что боролся Ибн Таймийя
В целом учение Ибн Таймийи – это осуждение того, что ханбаиты именовали словом «бида». Бида – это нововведения, якобы противоречащие тексту и духу Корана и не одобренные религиозными авторитетами.
В числе таких нововведений были весьма крупные явления в исламской жизни:
- Упоминавшиеся рационалистические учения, прежде всего калам; их сторонники вводили в исламское богословие элементы греческой философии, логику и доводы рассудка. Традиционалисты противостояли этому и считали, что «откровение» Корана следует принимать на веру.
- Суфийские учения и практики, которые не соответствовали строгим исламским канонам: музыка и танцы, почитание святых, вера в переселение душ и т. д.
- Шиитское богословие, в частности – введение «харизмы» как начала более высокого, чем авторитет священного писания и предания.
- Выборность правителей – в раннем исламе, по мнению Таймийи, её тоже не было. Ибн Таймийя, видимо, не был противником суфизма как такового, однако он считал, что суфии сами испортили своё учение и его нужно «очистить» от примесей. Не был он и противником суннизма – наоборот, он горячо защищал его стремление к «правильному» исламу, однако и о суннитах тоже говорил, что они несколько отклонились от верного курса.
В вопросах веры, мировоззрения и поведения Ибн Таймийя ценил в первую очередь авторитет улемов – мусульманских учёных, знатоков Корана и Сунны. Их он противопоставлял философам и суфиям – носителям инородных элементов.
↑ Ибн Таймийя – первый ваххабит
Основатель ваххабизма Ибн Абдул Ваххаб, живший в XVIII столетии, высоко ценил заслуги Ибн Таймийи в деле очищения ислама и положил его учение в основу своей доктрины. Впоследствии ваххабизм стал официальной идеологией Саудовской Аравии, а также многочисленных исламских террористических организаций.
Восхищался учением Ибн Таймийи и Усама бен Ладен. Как известно, Саудовская Аравия является весьма консервативным, пуританским государством, почти закрытым для общения с остальным миром. Каждую пятницу там рубят головы вероотступникам на центральной площади столицы, а женщины не имеют практически никаких гражданских прав. Это и есть результат самоотверженной борьбы Ибн Таймийи и его последователей.
Характерно, что во времена его жизни арабо-мусульманский мир переживал расцвет науки и гуманистической философии, а европейские страны ещё только отходили от последствий «тёмных веков».