Ибн Рушд
Содержание:
Ибн Рушд, известный в Европе как Аверроэс, - знаменитый арабский философ и учёный XII века, оказавший влияние не только (и даже не столько) на арабскую, но и (прежде всего) на европейскую культуру.
Ибн Рушд был представителем «восточного аристотелизма» - течения, которое расцвело в арабском мире в связи с укреплением позиций рационализма.
В западных странах имя Аристотеля в те времена было незаслуженно забыто и осквернено церковью, так что труды Аверроэса оказались спасительными – через них европейцы заново познакомились с учением великого греческого философа.
Кроме того, возникло даже отдельное течение – аверроизм (или «латинский аверроизм»), представителями которого были, например, Боэций Дакийский и Сигер Брабантский.
Европейские философы-аверроисты впоследствии развили своё учение и даже внесли в него собственные утверждения, расходящиеся с убеждениями отца-основателя, однако в целом латинский аверроизм был одной из первых попыток рассудочного осмысления мира в Европе, противостоявшего церковной догматике.
↑ Близость к Европе
Ибн Рушд с самого начала был близок к Европе, причём в буквальном смысле слова: родился он в Кордове (14.04.1126) – испанском городе, который в то время был частью арабского мира. Учился он у самых лучших арабских учёных, был с ними в дружеских отношениях и перенимал их опыт и знания.
При султане Юсуфе он сделал и хорошую политическую карьеру, удостоившись высоких должностей, впрочем, по-другому и быть не могло, поскольку отец Аверроэса был главным судьёй и муфтием Кордовы. Позднее Ибн Рушд перебрался в Марокко, где и умер в возрасте 72 лет (10.12.1198).
Помимо философии, Ибн Рушд занимался также математикой, физикой, астрономией, небесной механикой; написал он и трактат по медицине, который был переведён на латинский язык и стал популярен в Европе. Ибн Рушд постоянно спорил со своими религиозными оппонентами, защищая философию и рационалистическое знание.
Один из таких противников указал на непоследовательность философии, в ответ на это Ибн Рушд доказал, что данное утверждение ошибочно. Точно так же западные последователи Аверроэса не считали нужным согласовывать аристотелевское учение с христианством, как того требовали церковные схоласты. Ибн Рушд и его сторонники стояли выше всякой религии и отстаивали свободу разумного познания.
↑ Взгляды Аверроэса и его последователей
- Истина существует только одна, но есть по крайней мере два пути её достижения – философия и религия;
- Мир существует и существовал вечно;
- Человеческая душа состоит из двух компонентов – индивидуального и божественного; при этом индивидуальная часть души не вечна – бессмертием обладает только «божественная» часть;
- Воскресение из мёртвых невозможно.
Последний тезис (его впервые провозгласил Боэций – один из первых европейских аверроистов) вызывал особенное негодование у церковных иерархов, поскольку на вере в грядущее «воскресение из мёртвых» держалась вся религиозная система. Во второй половине XIII века аверроизм был осуждён католическими священниками. Однако продолжатели идей Ибн Рушда настаивали на своём и несли своё учение через века, благодаря чему его элементы стали популярны в эпоху Возрождения.