Марина. Заповедная страна
Немного есть на земле поэтов, которых узнают только по одному имени, без добавления фамилии. А вот говорят: Марина, – и все предельно ясно. Её биография – это её поэзия и проза, письма и переводы, всё творчество.
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась…
Марина Цветаева, если вслушаться в это имя, то можно подумать, что это псевдоним. Но за цветочным именем – душа странницы в этом тревожном и бренном мире. Прослеживая сегодня жизненный и творческий путь Марины Цветаевой, читая и перечитывая её поэзию и прозу, можно понять какой, с одной стороны, яркой и интересной была её жизнь, а с другой – как много испытаний и горя выпало на долю этой хрупкой женщины.
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает. У неё появляется глубокая страсть – книги. Простое и хотя бы приблизительное перечисление того, что прочла Цветаева к 18 годам, уже огромно по количеству и разнообразию: Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Лев Толстой… Немецкие и французские романтики: Гюго, Ламартин, Ницше, Жан-Поль Рихтер, пьесы Ростана, Гейне, Гетё. Марина Ивановна прекрасно владела немецким и французским языками. Страсть к стихам унаследовала от матери, к работе и к природе – от обоих родителей. Любимое занятие с четырех лет – чтение, с пяти лет – писание. «Всё, что любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, – узнала до семи лет, а все последующие сорок – осознавала» – так писала о себе Марина Цветаева.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет не только по-русски, но и по-французски и по-немецки.
А уже в 1910 году, совсем юная Марина, ещё не сняв гимназической формы, тайком от семьи на собственные средства выпустила первый поэтический сборник «Вечерний альбом». Нужно было иметь огромное мужество, чтобы сделать это. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные поэты и критики, как Валерий Брюсов, Николай Гумилёв, Максимилиан Волошин. Первый заметил её стихи именно поэт Волошин. Он встретился с Мариной, написал статью о её сборнике, а затем стихи.
В 1911 году Максимилиан Волошин пригласил Марину Цветаеву и её сестру Анастасию провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где жил он сам. Именно здесь, в Коктебеле, Марину Цветаеву ожидает судьбоносная встреча с Сергеем Яковлевичем Эфроном. Однажды, полушутя, она сказала Волошину, что выйдет замуж только за того, кто угадает, каков ее любимый камень. Вскоре Сергей Эфрон подарил ей найденный на морском берегу сердоликовый камешек. Сердолик и был любимым камнем Цветаевой. В январе 1912 года Марина Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона. В этом же году у них родилась дочь Ариадна и вышла вторая книга стихов Цветаевой, получившая название «Волшебный фонарь». Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина Ивановна любила своего супруга, значит, ничего не сказать: она его боготворила.
Революция, годы Гражданской войны оказались для Цветаевой очень тяжёлыми. Переживания за супруга, который служил в рядах Белой армии, страшный голод, нищета, болезнь старшей дочери, горе от потери младшей дочери, умершей в 1920 году.
В мае 1922 года Цветаевой с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу – к мужу, белому офицеру, пережившему разгром Деникина, и, оказавшемуся в эмиграции в Праге. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 года после рождения сына Георгия (Мура, как его называли домашние) семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: она много пишет.
«После России». Так Цветаева назвала свою книгу стихов, изданную в эмиграции. Так она воспринимала и свою вынужденную разлуку с Родиной. В эмиграции Марина Цветаева напишет такие горькие слова: «Я здесь никому не нужна. Есть – знакомые. Но какой это холод, какая условность, какое висение на ниточке и цепляние за соломинку. Какая нечеловечность… Всё меня выталкивает в Россию, в которую я ехать не могу. Здесь я не нужна. Там я невозможна».
Начавшаяся война, эвакуация забросили ее с сыном в Елабугу. Она остаётся один на один с одиночеством, с неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе мужа и дочери. Доведенная до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева сводит счёты с жизнью 31 августа 1941 года. Ей не было еще и пятидесяти лет. В одной из предсмертных записок есть строки: «А меня простите – не вынесла». Так трагически оборвалась жизнь Марины Цветаевой.
(МБУК "ГЦБС" г. Георгиевск)
К. Коломыцева