Недаром помнит вся Россия про день Бородина…(180 лет стихотворению М.Ю. Лермонтова)
Непосредственным поводом к написанию стихотворения послужили воспоминания двоюродного деда Лермонтова, ветерана Бородинского сражения, награждённого золотой шпагой «За храбрость», Афанасия Алексеевича Столыпина.
Поэт нашел удивительную форму для повествования – рассказ ведется от имени рядового солдата в простой задушевной манере. С восторгом вспоминает он, как в день Бородина русская армия поклялась головой постоять за Родину, сломить натиск врага, преградить ему путь. И как сдержала в бою «клятву верности». В лице старого солдата, образ которого стал центральным в стихотворении, Лермонтов изобразил главного героя войны – народ. О многом сумел рассказать поэт в небольшом по размеру стихотворении живой, народной, характерной речью старого солдата.
Для Лермонтова немыслим человек на Руси вне таких чувств, как наивная непосредственность и детская простота, свобода и личное достоинство. Поэтому из массы народа поэт выделяет сильные характеры, яркие, броские, непреклонные, волевые. Молодой солдат спрашивает у участника Бородинского сражения о сражении у деревни Бородино, в котором тот принимал участие:
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Старый солдат рассказывает про битву. По приказу командиров русские войска отступают. Этим недовольны старые вояки, а затем находят место для финальной битвы:
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
Перестрелка идёт 2 дня, но не приносит никаких результатов. Вот уже третий день русские войска бездействуют, и радости французов нет предела:
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Утром полковник произносит речь, вселяя в солдат уверенность в своей победе:
Ребята! Не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!
В красочном образе безымянного полковника, его чертах могут прочитываться протитипические черты личности князя Петра Ивановича Багратиона, — российского генерала от инфантерии, шефа лейб-гвардии Егерского полка, главнокомандующего 2-й Западной армией в начале Отечественной войны 1812 года, раненного на поле боя.
Начинается Бородинская битва:
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Французы узнают на собственной шкуре, «что значит русский бой удалый». Русские воины готовы стоять до конца, но французы отступают (хотя этот эпизод расходится с историческими событиями):
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Стихотворение Лермонтова «Бородино» неизвестным автором было положено на музыку, после чего оно получило широкое распространение как народная песня. Обычным разговорным языком описаны жестокие события на Бородинском поле: томительное ожидание решительной схватки, яростные атаки, бесшабашная смелость солдат и командиров и страшные потери с обеих сторон. Простота изложения событий только подтверждает истинность рассказа, придает событиям особую значимость.
Говоря о конкретном историческом событии, которое изображено почти с документальной точностью, Лермонтов проводит идею, имевшую злободневное звучание: он противопоставляет старое поколение - богатырей духа, героев недавнего прошлого – молодому, - дремлющему в бездействии поколению своих современников.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Русский солдат, по мысли поэта, всё своё умение и ловкость может показать в открытом, честном бою, когда ему противостоит такой же солдат, непосредственно лицом к лицу.
Ум, беззаветная храбрость, действенный патриотизм русского народа – вот качества, которые, по мысли Лермонтова, обусловили победу над Наполеоном, которые восходят и коренятся в самом жизненном облике России, в её патриархальном прошлом.
Лев Толстой называл стихотворение Лермонтова «зерном» «Войны и мира».
(г. Георгиевск, Ставропольский край) Л.А. Соколова