Непокорённый Ленинград
Ведущая начала мероприятие с небольшого рассказа о Санкт-Петербурге.
Этот город, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный и неповторимый Петербург.
В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства Российского. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы.
Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения великие поэты и писатели. Но однажды пришла страшная беда, разрушившая не только красивый город, но и человеческие судьбы.
Вместе с библиотекарем ребята вспомнили, что 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война. Ребята узнали, что план ведения кампании против СССР получил название «Барбаросса», благодаря которому фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в русле молниеносной войны захватить нашу страну до Уральских гор, как страшно покоряли захватчики один за другим города.
Библиотекарь рассказала детям об одном из самых страшных событий Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда. Ужасную участь готовил Гитлер этому прекрасному городу – стереть его с лица земли. Почти 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни. Тысячи погибших… Ещё 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград от страны.
Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена легендарная «Дорога жизни». Рассказ сопровождался одноимённой презентацией. Ребята внимательно вглядывались в кадры, представляющие довоенный город необыкновенной красоты и величия, вызывающий восхищение и трепет.
И всматривались в параллельно идущие фотографии в годы войны, показывающие чудовищную разруху, гибель людей – взрослых и детей, голод, холод, страх. С грустью рассматривали фотографии голодных людей, хлебные карточки и кусочек блокадного хлеба – 125 граммов на весь день. Дети познакомились с историей Тани Савичевой, которая их глубоко тронула.
Для того чтобы учащиеся наглядно и образно представили картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады на мероприятии были представлены хроникальные кадры «Из трагической истории блокадного Ленинграда». Очень важно, что в это трагическое время люди жили и боролись. Мужество и стойкость советских воинов и населения слились в едином стремлении – отстоять родной город. Их сплоченность являлась важнейшим условием непобедимости Ленинграда. Они победили.
Заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи, не замолкало Ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Дмитрий Шостакович написал свою Седьмую «Ленинградскую» симфонию. Ребята послушали отрывок из этого музыкального произведения. На мероприятии звучали стихотворения Ольги Берггольц, Евгения Винокурова, Леонида Макарова, посвящённые военному времени, испытаниям, выпавшим на долю ленинградцев и, конечно, освобождению и Победе!
Минутой молчания все присутствующие почтили память погибших в блокаде ленинградцев и всех защитников города, не вернувшихся с фронта.
(города Георгиевска Ставропольского края)
К. Коломыцева