Михаил Иванович Глинка на Кавказских Минеральных Водах. (К 195 – летию со времени пребывания на КМВ)
Одним из них, является имя великого русского композитора, основоположника отечественной музыкальной классики - Михаила Ивановича Глинки.
Имя его известно во всем мире, но особенно любимо оно в нашей стране. Без него невозможно представить русскую культуру.
В творчестве Глинки представлены почти все музыкальные жанры, и прежде всего опера. «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» открыли классический период в русской опере, опере – сказке, опере – былине, народной музыкальной драме.
195 лет назад в 1823 году, отец будущего композитора, беспокоясь о его здоровье, отправил девятнадцатилетнего сына на горячие серные источники к подножью Машука.
Первое в жизни путешествие произвело на него сильное впечатление. В самом городке смотреть было не на что. Но горы! Они громоздились одна над другой: вблизи – гребни утесов, вдали – снеговые вершины.
«Вид теперешнего Пятигорска в то время был совершенно дикий, но величественный: домов было мало, церквей, садов и вовсе не было: но так же, как и теперь тянулся хребет Кавказских гор, покрытый снегом, так же по равнине извивался ленточкой Подкумок, - так Глинка в своих «Записках», описывал курортный городок.
Курс лечения он начал с серных ванн. Источник, был открытый доктором Гаазом в 1810 году. «Впоследствии я купался или, лучше варили меня в ванне, иссеченной черкесами в камне, откуда шла струя серной воды в 37 или 38 градусов по Реомюру», - вспоминал Михаил Иванович.
Закончив курс лечения на Горячих водах, которое, к сожалению, не принесло улучшения, он перебрался на Железные. Источники их прорывались из трещин горы. Курорт только зарождался. Это была площадка на склоне горы Железной. Сама же она до самой вершины была покрыта диким лесом. Казалось, что жители небольшого деревянного домика и калмыцких войлочных кибиток отрезаны от остального мира.
Печально, но лечение «железной» водой не помогло, а только ухудшило здоровье композитора. «Я начал чувствовать себя дурно, и вскоре жестокие головные боли принудили меня… оставить эти воды».
После Железноводска следовало купаться в нарзане. Такую очередность соблюдали все больные, так сделал и Глинка. «Мы отправились в Кисловодск и, помнится, ехали с конвоем и пушкой…Местоположение Кисловодска веселее Пятигорска, но в моё время там еще мало было домов, а деревьев вовсе не было», - пишет Глинка в своих «Записках».
В Кисловодске Глинке стало совсем скверно. У него пропал сон и аппетит и лечивший его местный доктор, должен был признать, что кавказские минеральные воды не принесли больному пользы. Его здоровье расстроилось еще больше, зато впечатлений от поездки он получил множество.
Юноша видел величественную природу Кавказа, горы, покрытые зарослями кустарника и дикого винограда, наблюдал жизнь кавказских аулов, где побывал на народных праздниках с традиционной джигитовкой – состязанием всадников, играми и плясками под музыку, совсем не похожую на все услышанное им ранее.
Особенно был поражен лезгинкой, не мог забыть эту симфонию красок, движений и звуков! Так зародилась у композитора знаменитая «Лезгинка», вошедшая в цикл восточных танцев в опере «Руслан и Людмила». Эта мелодия, услышанная Глинкой в ауле у подножия Бештау в 1823 году, переработанная им в прекрасное произведение, обошла весь мир и сейчас доставляет наслаждение почитателям таланта Михаила Ивановича.
Проведя на Кавказе всё лето, молодой человек заторопился домой. Красочные, суровые Кавказские Минеральные Воды запомнились Глинке потоком совсем иных музыкальных ритмов, чем те, что были привычны с раннего детства. К осени композитор вернулся в Новоспасское, где с еще большим рвением продолжил заниматься музыкой.
После Глинки Кавказ посещали многие композиторы, у которых кавказские темы заняли достойное место в их творчестве.
(город Георгиевск, Ставропольского края)
Н. В. Худик