Я расскажу вам о войне...
Слушая ведущих, учащиеся узнали о том, что поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, впервые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными. Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».
Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэты прославляли ратные дела соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
Особый интерес у гостей вызвал рассказ библиотекарей о поэтах – фронтовиках и их творчестве. Одним из известных поэтов времен войны был Константин Симонов.
С началом Великой Отечественной работал военным корреспондентом в газете «Красная звезда», самой главной газеты военного времени. За время войны он был почти на всех фронтах прошел по землям Румынии, Болгарии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.
Поэт Николай Тихонов писал о Симонове:
«Он сам идет в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши...
«Он сам идет в разведку, участвует в атаке, он на наблюдательном пункте, он на волжской переправе, под обстрелом, и всюду он искренен и прост. Никакого самолюбования, ни тени фальши...
Есть у Симонова стихи, которые солдаты и офицеры носят у себя на груди, — это факт, а не преувеличение, — носят потому, что строки эти отвечают тому, что у них на сердце».
Но, победу приближали не одни мужчины, сражавшиеся на фронте.
Говорят, «У войны не женское лицо», но женщины не могли остаться в стороне от страшной беды и уходили на фронт, помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку.
Говорят, «У войны не женское лицо», но женщины не могли остаться в стороне от страшной беды и уходили на фронт, помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, лётчицами, зенитчицами, ходили в разведку.
В этих рядах оказалась и Юлия Друнина, 17-летняя выпускница одной из московских школ, в 1941 году прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт. Ушла в самое пекло войны, в самый неспокойный род войск -в пехоту. Ей предстояло пройти огненные версты батальонным санинструктором.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
В батальоне, где служила Юлия Друнина, было две девушки – она и Зина Самсонова, о которой на фронте слагали легенды об ее храбрости и бесстрашии. В одной из атак в Белоруссии Зина была убита. Она умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза. Позже Юлия Друнина в память о подруге напишет своё знаменитое стихотворение "Зинка”.
Мероприятие сопровождалось показом видеороликов, на которых известные актёры читают произведения К. Симонова «Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины…», О. Берггольц фрагмент из поэмы «Февральский дневник», Ю. Друниной «Зинка», А. Твардовского «Я убит подо Ржевом», "Василий Тёркин. О награде".
Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но ещё и высшие взлёты поэтического творчества. Но именно в это тяжёлое время поэзии придавали большое значение. Поэзия фронтового поколения стала своеобразным лирическим дневником, исповедью солдатского сердца.
Ведущий библиотекарь ЦГБ им. А.С. Пушкина
Н.В. Болотина
Н.В. Болотина