Баб-Эль-Мандебский пролив
Содержание:
Находится пролив между Аравийским полуостровом и северо-восточным побережьем Африки.Соединяет Аравийское и Красное море.
Битвы за это место ведутся столетиями, что связано с его особой ролью в мировой экономической и торговой системах. Пройти через пролив могут только опытные моряки, поскольку здесь очень много рифов.
↑ Происхождение пролива
Пролив возник в результате тектоническое происхождение.
↑ Баб-Эль-Мандебский пролив на карте
↑ Исторические события
70-60 тыс. лет назад Аравийская плита отделялась от Африканской со скоростью 2 км/год, из-за чего пролив был уже, чем сейчас, и имел много отмелей. 130-80 тыс. лет назад первобытные люди могли переправиться через пролив, чтобы достичь Индии, Австралии и Индонезии.
В 16 в. стали происходить первые битвы за Баб-Эль-Мандебский пролив. В 1513 г. португальцы захватили остров Перим, которых через несколько лет выгнали турки-османы. В 18 в. пришли французы, уступившие в конце века остров и контроль над проливом английской Ост-Индийской компании. Англичане до 1967 г. контролировали торговлю через Суэцкий канал, остров и пролив, пока не появился независимый Йемен.
Во второй половине 20 в. стали постоянно происходить конфликты на берегах пролива, в том числе в Эритрее, Йемене, Сомали, Джибути. В 21 в. Баб-Эль-Мандебский пролив прославился, как место постоянных аварий, активизации сомалийских пиратов и катастроф крупных лайнеров. Из-за этого страны Персидского залива, использующие пролив для перевоза нефти, вынуждены были искать для танкеров новый путь в обход Африки.
↑ Название Баб-Эль-Мандебский пролив
Арабская версия названия пролива переводится на русский язык, как «Врата Слез». Специалисты не до конца установили, откуда появилось столь интересное название. Есть три основных варианта трактовки названия пролива:
- Историческая. Баб-Эль-Мандебский пролив довольно узкий, из-за чего с древних времен здесь постоянно тонут суда и гибнут мореплаватели. Такие катастрофы начались во времена арабов, египтян и финикийцев. С тех пор и до сегодня, по разным данным, в проливе утонуло почти 10 тыс. кораблей.
- Экономическая. Берега и воды пролива были и продолжают оставаться местами кровопролитных сражений. Целью конфликтов является желание установить над грузопотоками.
- Геологическая. Есть непроверенные до конца сведения торговцев и мореплавателей о том, что в древности в проливе произошло сильное землетрясение, из-за чего погибло много людей.
↑ Страны на берегах пролива
- Коморские острова
- Джибути
- Йемен
- Сомали.
↑ Характеристика
- Длина составляет 109 км, ширина в самом узком месте равна 29 км, а максимальная ширина доходит до 40 км.
- Скорость приличных течений составляет 2 км в час.
- Остров Перим делит пролив на Восточный и Западный каналы.
- Рядом с Джибути есть группа островов, которые известны, как «Семь братьев».
- Поддерживает экологическую систему прибрежной пустыни Эритреи.
- Климат в странах, расположенных на берегах пролива, жаркий и сухой. В год выпадает в среднем 300 мм осадков. Максимальная температура доходит до +330, а средняя держится на отметке +260.
- Есть поверхностное и глубинное течения, границы между которыми проходит на глубине в 140 м.
↑ Рельеф берегов
Прибрежная зона – это песчаники, равнины, покрытые гравием, скалами. Рядом с берегами встречаются старые коралловые рифы.
↑ Интересные факты
- Когда сомалийские пираты блокируют проход через Баб-Эль-Мандебский пролив, то нефть в Европу провозится через Трансаравийский нефтепровод «Восток-Запад».
- В день по проливу провозят в среднем около 3,3 млн. баррелей нефти.