Святой доктор был в Георгиевске…

Его однажды властно к себе призвало Пятигорье, вызвав неподдельный интерес к минеральным источникам и важнейшим здешним достопримечательностям. О том, что на Пятигорье существуют лечебные «Теплицы» было известно еще при Петре I, но исследователями не до конца были изучены все свойства.
В 1809 и 1810 годах Гааз совершил путешествия по Кавказу для изучения минеральных источников (ныне Кавказские Минеральные Воды). Благодаря Гаазу было открыто много нового. Он объехал и описал неизвестные в то время источники. Исследовал кисловодские, открыл железноводские, первым сообщил об источниках в Ессентуках, доказывая их действительно целебную силу. Изучив целебные свойства воды, в своих отчетах Гааз обратил внимание правительства на кавказские минеральные воды. В «Замечаниях о Минеральных Кавказских Водах», Ф. П. Гааз дал оценку целебных свойств минеральных источников и предложил конкретные рекомендации по улучшению условий пребывания больных на Кавказских Минеральных Водах, в частности указав на необходимость строительства ванн и больницы.
Свои исследования он описал в книге «Мое путешествие на Александровские Воды в 1809—1810 годах» на модном тогда французском языке. Она была издана в 1811 году. Подзаголовок книги гласил: «Мои болезни породили этот труд; желание исцелять болезни других людей побудило его опубликовать». Ведь формулой жизни Гааза были слова: «У Господа нет на земле других рук, кроме наших». Своё сочинение о поездке на Воды он начинает так: «Два путешествия на Кавказ позволили мне ознакомиться с целебными свойствами расположенных там Минеральных Вод, которым еще не воздана должная слава». И там же добавляет: «Неведомо пока на земле место, где можно было бы лечить столько заболеваний».
Открытия доктора Гааза привели к созданию курортов Ессентуки, Кисловодск, Железноводск. Гааз внёс свой неоценимый вклад в создание такой науки как курортология. Он не скупился, перечисляя недуги, исцеление которых достигается с помощью минеральных вод. Помимо исследований вод с помощью реактивов, в течение многих недель он проверял на себе действие горячих и холодных вод. Пил их и до, и после еды, наблюдал за своим самочувствием, за пищеварением. Многократно повторял опыты. Рассматривал различные гипотезы, объясняющие механизм чудодейственного воздействия вод. И общий вывод: «В зависимости от способа применения, минеральная вода может стать либо пищей, либо ядом, либо лекарством». Все методы использования вод сводятся, по Гаазу, к одному: «принимать ванны значит пить воду кожей; пить воду значит купать в ней желудок». Пациенту следует усвоить: «вода есть универсальное средство, панацея, философский камень, если бы таковой существовал».
Об открытиях доктора Гааза рассказано в книге В.М. Вазагова и Ф.Ф. Сидоренко «Первооткрыватели Кавказских Минеральных Вод» (Научно-популярные биографии), выпущенной в городе Пятигорске в 2003 году к 200-летию КМВ. Книга тиражом 1000 экземпляров относится к категории редких. Гаазу посвящена отдельная глава этой книги. Библиографию повествования о нём составили документы и книги, газетные и журнальные статьи, почти не доступные рядовому читателю, а также книга Ф.П. Гааза о его путешествии на Кавминводы. В главе встречаются моменты, касающиеся пребывания Ф П. Гааза на георгиевской земле.
• За его спиной остались Тульская, Орловская, Курская, Харьковская губернии и Таганрог. «Итак, я был в Георгиевске, в краю черкесов», - пишет Гааз.
• Насчет безопасности путешествия тревожиться, по мнению Гааза, не стоит. Казакам, пребывающим на станции, предписано сопровождать путников в случае какой-либо угрозы. Главная угроза … верблюды, что пасутся вдоль дороги. «Не привыкшие к виду этих азиатских животных, кони пугаются настолько, что их невозможно удержать. От Георгиевска двугорбых уже отогнали». Так же, полагает Гааз, надлежит поступить Астрахани и Константиногорску.
• «Дороги в Кавказском краю превосходны», - утверждает Гааз. «И расстояния не столь велики, как уверяли на почтовом дворе. Однако порой их заметно преуменьшают», - иронизирует он. В ход идет рассказ о новичке, который направился за околицу Георгиевска в сторону горы Бештау, еле маячившей на горизонте, утверждая, что до неё рукой подать. Однако, чем ближе подходил он к горе, тем больше она от него отдалялась. «Такова Кавказская легенда…»,- завершает своё повествование Гааз.
• В письме обер-шталмейстеру С. И. Муханову Гааз просит дать распоряжение об оказании ему помощи со стороны военных и гражданских чиновников в Георгиевске, а также помочь «заручиться» помощью лекаря, «в сем месте служащего», «казенного аптекаря», который один лишь в городе «имеет всё, что нужно для химических опытов». Эти исследования Ф. П. Гааз проводил при участии аптекаря И. Соболева, проживавшего в то время в Георгиевске.
• Пару глав своей книги Гааз посвятил описанию флоры и климата Александровских вод. Все погодные контрасты он записывал в дневник метеорологических наблюдений. Покидая Воды, Гааз не успокоился. «Свой барометр, термометр и флюгер, которыми пользовался, я оставил у шотландских колонистов, живших с северной стороны подножия Бештау. Один из них, господин Петерсон, весьма достойный и почтенный человек, любезно согласился проводить метеорологические наблюдения в полном соответствии с моими указаниями. Такой же барометр я установил в Георгиевске в комнате господина Вильгельмса, провизора аптеки, который милостиво согласился сообщать мне о своих наблюдениях».
Гааза смело можно назвать не только зачинателем регулярных метеорологических наблюдений на Кавминводах, но и первым климатологом Вод. Этот период освоения района Кавказских Минеральных Вод назвали «Петровско-Гаазовским», а в 2019 году в нижней части Каскадной лестницы г. Железноводска был установлен второй в России памятник доктору Фёдору Гаазу. Он представляет собой трехметровый бронзовый бюст весом 100 кг, его дополняют камни, символизирующие горы, на которых нанесена надпись на двух языках, гласящая: «Сыну немецкого народа, всем сердцем служившего России».
Источники минеральных вод есть и в Георгиевском районе (ныне Георгиевском городском округе). Горько-соленый источник находится на окраине станицы Подгорной. Горько-соленая вода обнаружена около ста лет назад недалеко от станицы Лысогорской. На склоне горы Лысой на глубине в тысячу метров геологами был обнаружен источник углекислой воды, по заключению специалистов самой горячей и непохожей по своему составу ни на один существующий источник на Пятигорье. Удивительной неожиданностью явилось открытие в окрестностях Георгиевска подземных термальных лечебных вод с температурой +74 градуса по Цельсию. Жаль, что она была открыта через 150 лет после пребывания Ф.П. Гааза. История чудесной воды начиналась тогда, когда жарким летом 1960 года в шести километрах от города геологи искали нефть, однако мощным фонтаном вырвалась из недр земли, и с ревом взметнулась в небеса горячая вода, разбрызгивая кипяток на сотни метров вокруг. По составу вода георгиевского месторождения является йодобромной, гидрокарбонатной, с высоким содержанием минеральных веществ. По лечебным свойствам георгиевской воде нет альтернативы ни на Кавказских Минеральных Водах, ни на всем Северном Кавказе.


Георгиевск – «ворота» Кавказских Минеральных Вод посещали многие выдающиеся люди России – военные деятели, поэты, писатели, художники, ученые. Среди них: А.В. Суворов и Н.Н. Раевский, П.И. Багратион и А.П. Ермолов, Д. Давыдов и Г.Р. Державин, С.В. Михалков и А.И. Солженицын. Останавливались в городе А.П. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов и Л.Н. Толстой, В.В. Верещагин и М.И. Глинка, М. Горький и Н.И. Пирогов. Об этом написано в книгах по истории Георгиевска. К этим именам добавилось ещё одно - Федор Петрович Гааз…
Светлана Касьян,
ведущий библиотекарь
Центральной юношеской библиотеки
Ставропольский край город Георгиевск
ведущий библиотекарь
Центральной юношеской библиотеки
Ставропольский край город Георгиевск