5 Великих полководцев

5 Великих писателей

Популярные статьи на сайте

Маг и чародей немецкой литературы, автор Щелкунчика: 245 лет со дня рождения

Свобода вдохновения и фантазии
и право каждого быть самим собой

(Из устава «Серапионовых братьев»)

24 января 1776 года, 245 лет назад, родился великий немецкий писатель-сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822), одна из самых ярких фигур позднего немецкого романтизма. Вообще-то, Вильгельм, но из преклонения перед Амадеем Моцартом, в 1805 году, уже в зрелом возрасте, сменил имя «Вильгельм» на «Амадей».
Родился в Кенигсберге. В настоящее время это Калининград, находящийся на территории России. Эрнст был третьим и последним ребенком в семье. Удары судьбы сопровождали писателя от рождения до смерти. После развода родителей с 4-х лет вплоть до университета он жил сиротой при живых родителях в доме дяди Отто, который был успешным юристом, очень эрудированным человеком, но вместе с тем ханжой и педантом.
Гофман, обладая острейшим умом и наблюдательностью, по-настоящему любил только музыку. В 12 лет он считался в школе чудо-ребенком, учился прекрасно, виртуозно играл на арфе, органе, скрипке и гитаре, владел тремя языками, прекрасно рисовал и сочинял стихи.
После окончания школы не мог определиться: стать музыкантом или художником? Семья ответила: будешь юристом, чтобы всегда получить свой кусок хлеба. По нынешним меркам его жизнь была короткой – 46 лет, в течение которых Гофман был юристом, писателем, композитором, музыкальным критиком, капельмейстером, графиком, карикатуристом, а для потомков остался Великим Сказочником.
Как признавался сам Гофман: «По будням я юрист и разве только чуточку музыкант, днём в воскресенье я рисую, а вечерами до поздней ночи я – весьма остроумный сочинитель». Всю жизнь он – великий совместитель. В 1799 году Гофман дебютировал в амплуа композитора, написав несколько коротких опер, которые были с успехом поставлены на сцене театра города Познань, где он в то время жил. В Варшаве написал симфонию и сонату для фортепиано, дирижировал на премьерах, а иногда даже исполнял некоторые вокальные партии – у него был хороший тенор.
Первый рассказ Гофмана, «Кавалер Глюк», был опубликован в 1809 году. Авторской подписи под ним не стояло, так как Гофман не хотел отвлекать внимание публики от своей более успешной музыкальной деятельности. Осенью 1814 года Гофман с помощью друга получил место в уголовном суде в Берлине.
В 1816 году, среди крысиных лиц заседаний суда и родился образ заколдованного уродца с квадратной челюстью, что яростно отбивается от несметной крысиной тучи, которая варварски хочет уничтожить последние ростки надежды на лучшее. «Щелкунчик», задуманный как сказка для детей друга, стал культовым произведением. Первый русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.) имел название «Сказка о Щелкуне» (1834 г). Второй перевод назывался «Кукла г-н Щелкушка» (1835 г). Но настоящую всемирную и всероссийскую известность эта повесть получила во многом благодаря балету Петра Ильича Чайковского.
 
 
Идея балета была предложена Чайковскому хореографом Мариусом Петипа, который в качестве основы для своего либретто взял не саму повесть Гофмана, а ее несколько «смягченное» переложение, выполненное Александром Дюма-отцом в 1844 г. Гофман начал писать без честолюбивого азарта, похоже, из одного лишь желания прожить другую, воображаемую жизнь, взяв реванш у жалкой обыденности, не дать тёмным силам места в своей душе. Почти во всех его произведениях – борьба между отчаянием и надеждой, между мраком и светом. Беседы об искусстве, о тайнах человеческой души и прочих предметах между автором и его друзьями вошли в четырёхтомный цикл «Серапионовы братья» (1819-1821), их кружок был назван так в честь ясновидящего пустынника Серапиона. Спустя сто лет, в 1921 году, в Петрограде молодые русские писатели объединились в Серапионово братство – в честь Гофмана и романтиков, во имя Искусства и Дружбы, назло хаосу и войне партий: Михаил Зощенко, Лев Лунц, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин и другие.
Литературная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга его рассказов – «Фантазии в манере Калло», восторженно встреченная немецкой читающей публикой, а в 1822 году писателя не стало. В феврале 1822 года здоровье Гофмана совсем подорвалось, а 25 июня Гофман умер в Берлине.
При жизни писателя немецкие критики не очень жаловали его книги – им не нравился сарказм, присущий многим произведениям Гофмана. Зато за пределами Германии, в Европе и Америке у него было много поклонников. Очень любили Гофмана и в России – его книгами зачитывались Жуковский и Пушкин, мотивы его творчества использовали в своих произведениях Погорельский и Лермонтов, а Достоевский прочел все сочинения Гофмана в оригинале. Влияние Гофмана испытали многие деятели русского искусства от Одоевского и Гоголя – до Мейерхольда и Булгакова. Сочинения Гофмана полностью переведены на русский язык. Образы, созданные гением, по сей день живут в кинематографе, на сцене театров и в умах читателей всего мира.

Людмила Соколова, ведущий библиотекарь ЦГБ им. А. С. Пушкина,
г. Георгиевск Ставропольского края

Нашли ошибку?Сообщите о ней

Комментарии:

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Введите код: *

Опрос

Какая история Вам интересней?

История Древнего Мира
История Средних веков
Новая История
Новейшая История